Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.(Пункт дополнен с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 10 ЗК РФ

Перечисленные в комментируемой статье полномочия субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений соответствуют положениям Конституции РФ, в которых закреплены вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ).

Свои полномочия в сфере земельных отношений субъекты Российской Федерации реализуют через деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

Так, например, упомянутые в комментируемой статье полномочия субъекта Российской Федерации по изъятию земель для нужд субъектов Российской Федерации реализуется представительным органом власти через принятие соответствующего закона (например, Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года N 9-РЗ "О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд" <80>). Правительство субъекта Российской Федерации реализует соответствующие полномочия через принятие правовых актов в развитие и во исполнение соответствующих законов (например, Постановление Правительства Московской области от 28 декабря 2012 года N 1599/47 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" <81>).

--------------------------------
<80> Сборник законодательства Республики Алтай. Февраль. 2013. N 97(103). Ч. 1. С. 80.
<81> Информационный вестник Правительства Московской области. 28.02.2013. N 3.

Региональными органами исполнительной власти, реализующими полномочия субъекта Российской Федерации, могут быть глава субъекта Российской Федерации (например, Указ Президента Республики Татарстан от 22 января 2004 года N УП-26 "О резервировании земельных участков на территории Республики Татарстан" <82>), региональное правительство (например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2009 года N 480 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан" <83>), а также специализированные органы исполнительной власти (например, Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30 марта 2012 года N 361 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решения об образовании земельных участков" <84>, Приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 августа 2012 года N 68 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" <85>).

--------------------------------
<82> Республика Татарстан. 27.01.2004. N 17.
<83> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.12.2009. N 24. Ст. 1257.
<84> Кубанские новости. 12.04.2012. N 67.
<85> Томские новости. 27.06.2013. N 25.

При распределении полномочий в сфере земельных отношений, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, следует учитывать предписания Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <86>.

--------------------------------
<86> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

По праву собственности субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, являющимися собственностью данного субъекта Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 10 Земельного Кодекса РФ

1. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений определены в комментируемой статье по "остаточному" принципу: т.е. к ним должно быть отнесено все, что законом не отнесено к полномочиям Российской Федерации либо полномочиям органов местного самоуправления. Тем не менее отдельные федеральные законы прямо закрепляют те или иные полномочия субъектов РФ в области земельных отношений. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК субъекты РФ устанавливают цену земли (в пределах цифр, закрепленных нормой указанного пункта ст. 2 этого Закона), а согласно п. 10 ст. 3 этого же Закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

2. Субъекты РФ - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург осуществляют распоряжение не только земельными участками, находящимися в их собственности, но и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Однако своими законами они могут передать полномочия по распоряжению этими земельными участками органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Комментарии и консультации юристов по ст 10 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 10 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.