Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.(Пункт дополнен с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Комментарий к статье 11 ЗК РФ

Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, закрепленные в комментируемой статье, соответствуют положениям Конституции РФ о местном самоуправлении (ст. ст. 130 - 133), а также нормам, содержащимся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <87>.

--------------------------------
<87> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Полномочиями в сфере земельных отношений наделяются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Так, упомянутые в комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления по изъятию земель для муниципальных нужд реализуются представительным органом муниципального образования через принятие соответствующего нормативного решения и местной администрацией, которая в соответствии с сформировавшейся нормативно-правовой базой принимает соответствующее управленческое решение.

Муниципальный акт представительного органа определяет основания и порядок изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов для муниципальных нужд на территории муниципального образования (например, решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 28 июня 2006 года N 56-нр "Порядок изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов для муниципальных нужд на территории муниципального образования г. Долгопрудный Московской области" <88>), а муниципальная администрация принимает в соответствии с ним конкретное управленческое решение (например, Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 18 февраля 2014 года N 943 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" <89>).

--------------------------------
<88> Газета Долгопрудный. 20.07.2006. N 19.
<89> Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара //www.krd.ru. 19.02.2014.

Если представительный орган реализует полномочия в сфере земельных отношений, как правило, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, то глава муниципального образования и местная администрация может принимать по земельным вопросам как нормативные правовые акты (например, Постановление мэрии г. Кызыла от 3 мая 2012 года N 735 "Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" <90>, Постановление администрации г. Красноярска от 21 февраля 2007 года N 97 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и согласования правовых актов города о резервировании и изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд на территории города Красноярска" <91>), так и решения правоприменительного характера (например, Постановление главы г. Ставрополя от 15 октября 2008 года N 2878 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" <92>, распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 7 ноября 2013 года N 2090р "Об изъятии жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу в городском округе "город Якутск" <93>).

--------------------------------
<90> Кызыл неделя. 25 - 31.05.2012. N 21.
<91> Городские новости. 28.02.2007. N 27.
<92> Вечерний Ставрополь. 28.10.2008. N 196.
<93> Эхо столицы. 12.11.2013. N 91.

Среди основных полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в комментируемой статье:

- резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд (например, решение Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области от 28 ноября 2005 года N 53 "О Положении о порядке резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд на территории ЗАТО Локомотивный городской округ" <94>);

--------------------------------
<94> Луч Локомотивного. 2005. N 11.

- установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (например, решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12 октября 2010 года N 294-нд "О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа" <95>);

--------------------------------
<95> Град Петра и Павла. 15.10.2010. N 42.

- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель (например, Постановление администрации г. Красноярска от 12 ноября 2013 года N 645 "Об утверждении муниципальной программы "Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" <96>).

--------------------------------
<96> Городские новости. 27.11.2013. N 182.

По праву собственности органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, являющимися муниципальной собственностью.

Другой комментарий к статье 11 Земельного Кодекса РФ

1. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления определяет вопросы местного значения различных видов муниципальных образований, выделяя вопросы местного значения поселения (ст. 14), вопросы местного значения муниципального района (ст. 15) и вопросы местного значения городского округа (ст. 16). Непосредственно связанными с земельными отношениями являются вопросы:

- утверждения генеральных планов поселения, городского округа, утверждения схем территориального планирования муниципального района;

- утверждения правил землепользования и застройки;

- резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах соответственно поселения, городского округа, муниципального района для муниципальных нужд;

- осуществления земельного контроля за использованием земель соответственно поселения, городского округа, межселенных территорий.

Правила землепользования и застройки согласно ст. 30 Градостроительного кодекса разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

С 1 января 2010 г. согласно ФЗ о введении в действие ЗК при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется (кроме земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также земельных участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, они подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

2. Кроме того, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение находящимися в их собственности земельными участками, на них возложено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Но в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 11 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.