Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. (Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ.
4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.(Пункт дополнительно включен со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ)____________________________________________________________________Пункт 4 настоящей статьи действует до 1 января 2035 года - см. пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.____________________________________________________________________(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

Комментарий к статье 11.3 ЗК РФ

Комментируемая статья устанавливает основания образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По этой причине все пункты ст. 11.3 ЗК РФ так или иначе связаны с принятием решений об образовании земельных участков, его реквизитами, прилагаемыми к решению документами. Статья 11.3 ЗК РФ применяется с учетом положений ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ (полномочия публичных субъектов в области земельных отношений).

Пункт 1 ст. 11.3 ЗК РФ формулирует перечень исключений из правила: подп. 2 является частью правил, которые предусмотрены для случаев комплексного освоения земельных участков в ст. 30.2 ЗК РФ; правило подп. 3 является частью института "развитие застроенной территории" - п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ и глава 6 (ст. ст. 41 - 46.3) ГрК РФ; правило подп. 4, установленное для случаев перераспределения, - отсылка к ст. 11.7 ЗК РФ.

Заявительный порядок образования земельных участков для случаев, которые предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, обусловлен тем, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения относятся к вещным правам (правам на имущество). Причем ограниченным, что выражается в данном случае в отсутствии полномочия на распоряжение. К сущности постоянного (бессрочного) пользования следует отнести то, что оно не может быть прекращено истечением какого-либо срока, а также по воле собственника, на основании административного акта или решения суда, если основание прекращения права не предусмотрено законом <122>. Приведенное положение можно распространить и на право пожизненного наследуемого владения. По этой причине решение об образовании земельного участка путем раздела помимо воли субъектов ограниченного вещного права самым непосредственным образом нарушает их права и законные интересы.

--------------------------------
<122> Галиновская Е.А. Применение земельного законодательства: проблемы и решения: Научно-практическое пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2012. С. 108.

Что же касается права на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, то согласно п. п. 9 и 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Из приведенных выше норм видно, что право на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, является, по сути, "отложенным" правом собственности (хотя со строго цивилистической точки зрения такое понятие может выглядеть некорректным), если прямо не указана принадлежность его на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поэтому административный акт (решение исполнительных органов) об образовании таких земельных участков без согласия на то правообладателя (не основанный на его заявлении в соответствии с п. 2 ст. 11.3) нарушает его законные права и интересы.

Вряд ли в практике применения п. п. 2.1, 3, 4 и 5 ст. 11.3 ЗК РФ могут возникнуть какие-либо сложности как для исполнительных органов, принимающих решения об образовании земельных участков, так и для правообладателей, обращающихся с такими заявлениями.

Другой комментарий к статье 11.3 Земельного Кодекса РФ

Комментарий к статье 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Статья в ред., действующей до 1 марта 2015 года)
Комментарий к статье 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Статья в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; вступает в силу с 1 марта 2015 года)
Из структуры главы 1.1 ЗК РФ видно, что законодатель посчитал необходимым выделить вопросы образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отдельную статью, тем самым определив, что процесс образования таких земельных участков характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с общими нормами об образовании земельных участков.

Эти особенности заключаются в определенном перечне документов, в соответствии с которыми могут быть образованы такие земельные участки. К ним относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Таким образом, в приоритетном порядке образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории. Такой подход позволяет наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку он в полной мере отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществлению строительства на основании документации по планировке территории, на которых основано законодательство о градостроительной деятельности (п.4 ст.2 ГрК РФ).

Согласно ч.5 ст.43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ст.46 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В связи с этим население может выражать собственное мнение относительно утверждаемой документации по планировке территории в части проектируемых границ будущих земельных участков, формирующихся для дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам. Это в полной мере соответствует юридической природе такого института, как публичные слушания. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (ч.6 ст.41 ГрК РФ).

________________
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 931-О-О (Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2011), будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу ст.3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости.

Законодатель посчитал целесообразным сохранить и возможность образования земельных участков на основании схемы расположения земельного участка, поскольку, во-первых, применительно далеко не ко всем территориям в настоящее время разработаны и утверждены проекты межевания, позволяющие образовать земельные участки в соответствии с такими проектами, а во-вторых, поскольку в соответствии с ч.1 ст.43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, существуют случаи, когда подготовка проекта межевания территории нецелесообразна (например, на территориях с низкой плотностью застройки и низким спросом на земельные участки) или запрещена (например, образование земельных участков для выпаса скота, ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенного пункта).

Разработка и утверждение проекта межевания территории является неотъемлемым этапом развития застроенных территорий (ст.46.3 ГрК), комплексного освоения территории (ст.46.4 ГрК РФ), освоения земельных участков, предоставленных юридическим лицам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п.5 ст.39.8, п.4 и 5 ст.39.10 ЗК РФ), установления границ земельных участков, занятых многоквартирными домами (ч.2 ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ч.1 ст.51 ГрК РФ).

________________
СЗ РФ. 2005. N 1. Ст.17; 2011. N 13. Ст.1688.

Необходимость выделения в качестве самостоятельного вида документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков объясняется правилами проектирования лесных участков, закрепленными в ст.69 ЛК РФ.

Исходя из положений данной статьи местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Комментарии и консультации юристов по ст 11.3 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.3 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.