Статья 13. Содержание охраны земель

1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ.

Комментарий к статье 13 ЗК РФ

Комментируемая статья конкретизирует основные направления охраны земель и реализуемых мероприятий собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, которые в этих отношениях являются основными участниками, наделенные правами и обязанностями.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель <139>;

--------------------------------
<139> Например, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп.) (Собрание законодательства РФ. 1998. N 29. Ст. 3399), установил понятие деградации земель сельскохозяйственного назначения. Под ней понимается ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий. Под загрязнением почв понимается содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Все вышеназванные мероприятия реализуются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на основании положений ЗК РФ, других федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов и локальных ведомственных актов. Реализация всех предусмотренных мероприятий контролируется органами государственного земельного надзора.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязнение земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе: а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации <140>.

--------------------------------
<140> СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

Реализация целей комментируемой статьи предполагает решение многих задач. В первую очередь это выявление деградированных земель, которое также выполняется при крупномасштабных почвенных обследованиях, проводимых планово через каждые 20 - 25 лет, и при корректировках почвенных карт, которые проводятся каждые 10 - 15 лет с целью выявления существенных изменений состояния почв и почвенного покрова. Выявление деградированных и загрязненных земель производится путем проведения почвенных, агрохимических, почвенно-мелиоративных и других необходимых обследований. По содержанию работ обследование может быть полным (выявляются все типы деградации или загрязнения) или неполным (проводится целевое обследование по одному-двум типам деградации или загрязнения).

Обследования по выявлению деградированных и загрязненных земель могут проводиться по заказу федеральных органов исполнительной власти, а также по заявкам собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

Планирование и организация рационального использования охраны земель является одной из основных задач специально уполномоченных органов. Цель такого планирования и организации рационального использования и охраны земель - совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Государственное планирование использования и охраны земельных ресурсов имеет давнюю историю. Существенные элементы такого планирования были заложены еще в 30-е гг. XX в. при осуществлении мероприятий по освоению и введению новых земель, а также при значительном увеличении площадей орошаемых и осушенных сельхозугодий. В 50-е гг. планирование и освоение земель в СССР получило дальнейшее развитие. Это было предусмотрено в программах освоения целинных и залежных земель. В принятых программах особое внимание уделялось охране земель от всех видов эрозии, и касались они земель только сельскохозяйственного назначения. Ситуация изменилась с принятием Основ земельного законодательства СССР (1968 г.). Этим документом к ведению союзного правительства было отнесено: установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов государства, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства; установление планов мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв; установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв. Со временем (с 1974 г.) государственные планы по рациональному использованию природных ресурсов и по их охране стали неотъемлемой частью перспективных пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства.

Согласно ст. 14 Закона о землеустройстве планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ: разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране и природно-сельскохозяйственное районирование земель.

Собственно охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природоресурсным и аграрным законодательством.

Росприроднадзор в рамках надзорных мероприятий проводит регулярные проверки, в ходе которых часто выявляются серьезные нарушения при использовании земель.

В результате комплекса мероприятий, осуществленных Росприроднадзором за последние 2,5 года, ликвидировано свыше 57 тыс. свалок на общей площади почти 12 тыс. га (более 76% от всех выявленных свалок). В рамках восстановительных мероприятий проведена рекультивация 27% свалок. Общее число свалок, выявленных в том числе в результате рейдовых проверок, с августа 2011 г. составило свыше 76 тыс. участков на суммарной территории в 23 тыс. га. В суд, прокуратуру и другие органы было передано 8375 материалов, содержащих сведения о местах незаконного размещения ТБО. Штрафные санкции в отношении нарушителей составили свыше 64,5 млн. рублей, при этом 31,5 млн. руб. выплачено в добровольном порядке и по решениям суда. Размер ущерба, нанесенный природными объектам в связи с несанкционированным размещением отходов, составил почти 1 млрд. руб. <141>.

--------------------------------
<141> Пресс-служба Минприроды России. Официальный сайт Минприроды России //www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1380.

Согласно п. 2 комментируемой статьи в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В 2013 году завершилась реализация программы, принятой Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99 (ред. от 27.12.2012) "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" <142>.

--------------------------------
<142> СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1101.

Целями этой Программы являлись сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. Основной задачей Программы являлось систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов. Также задачами Программы являлись: рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов; организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также выборочного анализа материалов картографирования; сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений; защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания; внесение в почву минеральных удобрений; снижение степени кислотности и солонцеватости почв; сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства; научное, информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; создание стимулов для субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей по интенсификации сельскохозяйственного производства; сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, сокращение заболеваемости населения за счет получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов.

В п. п. 3 - 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает порядок внедрения и использования новых технологий и приемов, направленных на охрану и восстановление нарушенных земель различных категорий. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота".

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Другой комментарий к статье 13 Земельного Кодекса РФ

1. Содержание охраны земель (в том числе почв) составляют конкретные обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по выполнению сложного комплекса мероприятий, осуществляемых в процессе хозяйственного использования земли - в соответствии с ее целевым назначением.

Общие требования охраны земель и почв сформулированы в ФЗ "Об охране окружающей среды". Они отражены в основных принципах этого Закона (ст. 3).

Хозяйственная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на состояние земель и почв, должна осуществляться, как сказано в ст. 3 названного Закона, на основе следующих принципов:

- соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Названные принципы охраны окружающей среды находят свое конкретное выражение в соответствующих статьях и законодательных актах по вопросам охраны земель и других природных ресурсов. Так, ст. 42 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную окружающую среду.

Статья 43 названного Закона предусматривает требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиорированных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Это меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов, иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских населенных пунктов также должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, которые обеспечивали бы благоприятную экологическую ситуацию для жизнедеятельности человека и для естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных регламентов, установленных для каждой территориальной зоны (ст. 44 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 <1> утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 11. Ст. 1336.

В целях охраны здоровья людей, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности создаются защитные и охранные зоны, а также санитарно-защитные зоны в кварталах, микрорайонах городов и сел, т.е. территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 44 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Статья 62 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает общее требование об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. В этих целях редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством. Обеспечивается их учет. Для эффективности охраны почв учреждаются Красная книга почв РФ и Красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, также определяются законодательством.

Ни ст. 12, ни ст. 6 ЗК, определяющая перечень объектов земельных правоотношений, не называют в их числе почвы. Однако из этого не следует, что поверхностный плодородный слой земельных участков не подлежит правовой охране. Во-первых, ст. 6 признает земли "природным объектом и природным ресурсом", а его не может быть без почв - принадлежности природно-естественной составляющей земельных участков. Во-вторых, в других статьях ЗК почва и охрана ее плодородия многократно упоминаются, когда предписываются обязанности снимать и сохранять верхний плодородный слой при строительстве каких-либо объектов, при рекультивации земель, плодородие которых нарушено, мелиорации и химизации сельскохозяйственных угодий и т.д. Имеет ли практическое значение выделение почв в особый объект правовой охраны? Безусловно.

Правообладатель земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор, срочный безвозмездный пользователь земельного участка) получает землю в пользование, конечно, вместе с почвой, но никто не может распорядиться ею отдельно от земельного участка. Так, собственник земли, например иностранный инвестор, получив по наследству высокоплодородные сельскохозяйственные угодья (черноземы, например), не может "оскальпировать" территорию и распродать почву как обычный товар. Он может продать земельный участок с почвой, но не отдельно почву. Если при различных нуждах строительства поверхностный слой почвы снимается, то собственник и другие правообладатели земли, имея право продать (передать) земельный участок, не могут этого сделать отдельно от почвы. Следовательно, почва - национальное достояние России, не подлежащее свободной продаже, несмотря на то что есть физическая возможность отделить почву от окружающей природной среды.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 30 декабря 2006 г.) <1> устанавливает, что при планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городов и сел и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Должны, как требует названный Закон, соблюдаться санитарные правила при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских населенных пунктов, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 1 (ч. 1). Ст. 29.

Согласно названному Закону предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Подробно эти вопросы решает Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) <1>. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10; N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498.

Правообладатели земель и почв - собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, срочные безвозмездные пользователи земельных участков - обязаны наряду с установленными для них законом общими или обычными каждодневными агротехническими, экологическими, строительными, санитарно-эпидемиологическими, проектно-планировочными правилами и регламентами выполнять специальные мероприятия по охране своих земель с учетом их естественно-природного состояния. К ним относятся, в частности: защита земель (почв) от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами и от других негативных (вредных) последствий природного или антропогенного воздействия, названных в ст. 13 ЗК.

В процессе хозяйственной деятельности применяются различные специальные способы защиты и восстановления нарушенных, поврежденных земель (почв). Если невозможно в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, устранить вредное влияние на окружающую природную среду химического или радиоактивного загрязнения, то проводится консервация земель, т.е. территории, отграниченной от других участков путем землеустройства.

2. Принимаются целевая федеральная программа и региональные программы охраны земель. Субъекты РФ и местные администрации принимают специальные экологические программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель, почв и других природных объектов. В названных программах намечаются конкретные работы по предупреждению порчи земель (меры профилактики), а также по освоению (рекультивации и мелиорации) временно заброшенных земель, улучшению используемых сельскохозяйственных угодий, проведению работ по восстановлению плодородия деградированных земель и земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. Например, Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" включает в себя немало природоохранных мероприятий, необходимых для данного города. Предлагается предусмотреть строительство на территории Сочинского национального парка в рамках названной Федеральной программы экологического образовательного и научного центра. Другое предложение - разработать комплексную схему управления отходами по принципу "ноль отходов", т.е. создать в городе комплекс предприятий по переработке мусора. Также необходимо создать реабилитационный центр для диких животных на базе Кавказского государственного биосферного заповедника, обустроить экскурсионный комплекс Хостинской тисо-самшитовой рощи, провести работы по укреплению берегов реки Мзымта и построить противопаводковые инженерные сооружения. Все эти мероприятия планируется финансировать не только за счет бюджета, но и за счет частных инвесторов.

В целях охраны земель используются поступающие в бюджет платежи за землю. Зачисляемые в бюджет, они расходуются на различные мероприятия по охране земель, материальное стимулирование пользователей земель, усиленно осуществляющих эти меры. Государственные средства расходуются также на проведение землеустройства и социальное развитие территории, в чем также заинтересованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы.

Названные меры направлены прежде всего на охрану и повышение плодородия сельскохозяйственных угодий. Свои задачи и особенности имеет правовая охрана лесных земель.

Планы охраны и освоения лесов и лесохозяйственные регламенты (ст. ст. 55 - 58 ЛК), для каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников, других лесопользователей) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.

Согласно ст. 24 ЛК невыполнение гражданами и юридическими лицами санитарно-оздоровительных мероприятий на участке леса, предоставленном в пользование, служит основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Министерством природных ресурсов РФ утверждены Санитарные правила в лесах Российской Федерации (Приказ от 27 декабря 2005 г. N 350), в которых подробно изложены требования санитарной охраны лесов и земель лесного фонда.

Сложная практическая проблема - обеспечение чистоты и благоустройства наших городов и сел.

Загрязнителями городских, поселковых и сельских земель являются как жидкие, так и твердые промышленные отходы, масштабы которых столь стремительно возрастают, что не поддаются точному учету. Твердые отходы, кроме того, требуют отвода значительных площадей для их складирования. Например, только под шламы (отработанные отходы) тепловых электростанций ежегодно занимается свыше 2 тыс. га земель. Большая часть твердых отходов вывозится на свалки и очень малая - используется (утилизируется). Постепенно, однако, наша промышленность приобретает опыт утилизации отходов. В частности, содержащийся в них мышьяк может быть использован для изготовления антисептических препаратов. Известна практика утилизации смолистых продуктов, используемых в дорожном строительстве и для других целей.

Существует также задача удаления и обезвреживания бытовых отходов и отбросов. Это необходимо для предотвращения инфекционных (заразных) и других заболеваний. Установлено, что многие возбудители инфекционных заболеваний и инвазий могут длительное время сохраняться в загрязненной почве.

Основная часть бытовых отходов вывозится на свалки, загрязняя окружающие город территории, и лишь небольшая - утилизируется. Новые свалки выносятся на значительные расстояния от города, иногда за 50 - 100 км. Это увеличивает потребности в мусоровозах, парк которых и без того сильно перегружен. Решается задача строительства заводов по обезвреживанию мусора, его переработке и утилизации.

Санитарная охрана земель предусматривает комплекс организационных, гигиенических, санитарных, санитарно-технических, планировочных, землеустроительных и агротехнических мероприятий. Они должны ограничивать загрязнение почвы до величин, не нарушающих процессов самоочищения. Другая их задача - не допустить накопления опасных веществ в посевах и других выращиваемых растениях, загрязнения воздуха, поверхностных и подземных вод. В ряде отраслей законодательства имеются определенные нормы, предусматривающие санитарную охрану земель: в законодательстве о промышленности - нормы, запрещающие произвольное распоряжение отходами производства; в законодательстве о сельском хозяйстве - нормы агротехники и культуры земледелия, исключающие какие-либо виды загрязнения почв; в законодательстве о капитальном строительстве - нормы строительной, коммунальной гигиены; в экологическом законодательстве - нормы об охране земель от загрязнения, засорения и отравления. В подзаконных нормативных актах (строительных и санитарных правилах, нормативах) более подробно урегулирован порядок охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах. Так, согласно правилам проектирования строительства отводимый участок должен иметь: определенный естественный или легко регулируемый уклон для стока; хорошо фильтрующую незагрязненную почву и низкое стояние грунтовых вод; достаточные разрывы по отношению к ближайшим источникам загрязнения и шума.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают генеральные схемы санитарной очистки населенных пунктов как единую систему мероприятий. Указываются места сооружений по очистке транспортных баз, сливных, перегрузочных и моечных станций, обезвреживания сточных вод и отбросов, выпуска очищенных и неочищенных сточных вод, в том числе промышленных, в водоемы. Использовать отходы и отбросы в сельском хозяйстве можно лишь при строгом соблюдении действующих санитарных правил.

3. Самой активной мерой улучшения земель служит их мелиорация (это слово в переводе с латыни означает именно "улучшение"). В этих целях принят Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.

Как указано в ст. 1 названного Закона, мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Мелиорация земель призвана обеспечить гарантированное производство продукции растениеводства за счет повышения плодородия почв. Проведение работ по мелиорации земель в комплексе с культуртехническими мероприятиями по расчистке земель от древесно-кустарниковой растительности и т.п. позволило расширить площади пашни в некоторых индустриальных районах Российской Федерации.

Повышение плодородия почв достигается за счет улучшения химических и физических ее свойств, предотвращения водной и ветровой эрозии, недопущения деградации почв. Однако строительство крупных водохранилищ на реках низменного рельефа в ряде регионов привело к подтоплению населенных пунктов и прилегающих территорий. Отказ от строительства дренажа на крупных оросительных системах Поволжья привел к поднятию уровня грунтовых вод и засолению земель. Во многих районах Нечерноземной зоны России при осушении торфяных болот на значительных площадях нарушались экологические условия ландшафтов, наносился ощутимый вред болотным видам флоры и фауны. Все эти ошибки и просчеты при проектировании и строительстве мелиоративных систем и гидротехнических сооружений породили некоторое недоверие к мелиорации, отрицанию ее полезной роли в обеспечении устойчивого и высокопродуктивного сельскохозяйственного производства.

Природно-климатические условия Российской Федерации почти во всех регионах страны крайне затрудняют ведение устойчивого сельскохозяйственного производства. По данным ученых, около 80% сельскохозяйственных угодий в России нуждается в проведении различных видов мелиорации. Проведение мелиоративных работ призвано значительно снизить негативные для сельского хозяйства последствия неблагоприятных природно-климатических условий, придать этой важной отрасли устойчивый характер, резко повысить продуктивность сельскохозяйственных земель как основы всего сельскохозяйственного производства.

Наиболее капиталоемким типом мелиорации земель является гидромелиорация. Она обеспечивает коренное улучшение заболоченных, засушливых, эродированных и других земель, эффективное использование которых без проведения соответствующих мелиоративных мероприятий невозможно.

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Она направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. Таким образом, осуществляются различные виды мелиорации земель: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем высадки защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация включает следующие виды мелиорации земель:

- расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха. Этот вид мелиорации повсеместно распространен в Нечерноземной зоне России, в Сибири и на Дальнем Востоке;

- расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов. Этот вид мелиорации требует больших трудовых затрат. На значительных площадях работы по уборке камней из пахотного горизонта почвы применяются в Республике Карелия и многих других регионах России;

- мелиоративная обработка солонцов. Солонцы представляют земли с избыточной щелочностью (иногда значительные по площади). Для улучшения их физико-химических свойств в почву вносится в основном сыромолотый гипс.

Наибольшее распространение получили первичная обработка почвы и рыхление. Эти работы проводятся, как правило, при расчистке земель от древесно-кустарниковой растительности, камней, кочек, пней и мха, а в качестве самостоятельного вида мелиорация применяется при коренном улучшении участков сенокосов и пастбищ со сгнившим травостоем и плотной дерниной, а также поросших редким и мелким кустарником. Эти участки обрабатываются фрезами, кустарниково-болотными плугами и дисковыми боронами.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование, фосфоритование и гипсование почв.

Известкование почв - внесение в почву извести для уменьшения кислотности. Этот вид коренного улучшения сельхозугодий широко применяется в большинстве регионов Российской Федерации и оправданно считается самым простым и надежным способом повышения плодородия почв.

Гипсование почв - внесение в почву гипсосодержащих материалов для нейтрализации избыточности щелочности, вредной для многих сельскохозяйственных культур.

Фосфоритование почв - внесение фосфоритной муки при освоении новых земель. Это увеличивает содержание в них подвижных форм фосфора и его валовые запасы.

4. Верхний плодородный слой подлежит особой охране при любых видах хозяйственной деятельности. Если для сельскохозяйственных пользователей земли это непреложная аксиома, то строителям всегда надо напоминать об обязанности сохранять плодородный слой при подготовке площадки для строительных объектов или для добычи полезных ископаемых: при таких работах требуются немалые затраты. Эта обязанность предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" <1>.

--------------------------------
<1> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

5. Соблюдение установленных Правительством РФ нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ - еще одна важная обязанность пользователей земли (при любых формах земельной собственности). Недопущение нарушений установленных нормативов настолько важно, что это требование предписывается также в федеральных законах самого высокого уровня (см. ФЗ "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране атмосферного воздуха").

6. Консервация земель - временное исключение их из использования из-за загрязненности и опасности для здоровья людей. Цель этого мероприятия - реабилитация загрязненных земель для последующего хозяйственного использования. Основным нормативным правовым актом, предусматривающим порядок консервации земель, является Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 <1>, которым утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

7. О гарантиях прав на землю коренных малочисленных народов и об охране этих прав при хозяйственном их использовании для оленьих, отгонных и сезонных пастбищ помимо ЗК принят ряд федеральных законов: от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) <1>, ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов, другие федеральные законы, учитывающие сложность и особенность решения этих правовых вопросов.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; 2004. N 35. Ст. 3607.

Субъекты РФ в развитие и для конкретизации норм федерального закона с учетом местных природных особенностей и национальных традиций принимают свои нормативные правовые акты (например, закон Корякского автономного округа, закон Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия) - с изменениями и дополнениями с учетом последующего федерального законодательства).

8. Стимулирование охраны земель экономическими средствами направлено на повышение заинтересованности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

Ощутимой мерой экономического стимулирования являются льготы по налогам и сборам, отсрочка этих платежей, налоговые кредиты и др. Освобождаются от земельного налога также земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными лесонасаждениями. Предоставляются и другая помощь и льготы со стороны органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Производится полная или частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат на охрану земель, повышение плодородия почв. Такая компенсация производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с федеральными, региональными и местными целевыми программами, о которых говорилось выше.

Комментарии и консультации юристов по ст 13 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 13 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.