Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 30.1 ЗК РФ

Комментируемая статья, являясь, по сути, продолжением ст. 30 ЗК РФ, устанавливает дополнительные правила для случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства. Это означает, что часть положений ст. 30 ЗК РФ на отношения, которые регулируются ст. 30.1, не распространяются. Среди таких положений - правила п. п. 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3 ст. 30. И напротив, п. 4 (порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта) а также п. п. 6 - 11 ст. 30 распространяются (с учетом особенностей предмета регулирования) и на ст. 30.1. По этой причине п. 3 комментируемой статьи посвящен процедурным вопросам только применительно к случаю обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, то есть частному проявлению.

Пункт 1 ст. 30.1 предусматривает виды права, на основании которых предоставляются такие земельные участки - собственность или аренда. Исключение составляют случаи предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование для целей строительства объекта недвижимости в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ), а также предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. 5.1 ст. 24 ЗК РФ)

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает продажу земельных участков или права на заключение договоров аренды на аукционах, которые организуются и проводятся по правилам ст. ст. 38 и 38.1 ЗК РФ в соответствии с Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808. Исключениями из установленного правила являются случаи предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии и если, а также признание аукциона несостоявшимся (в аукционе участвовали менее двух участников).

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК РФ посвящен процедуре предоставления земельного участка в аренду для случаев обращения граждан в публичное образование. Хотя из содержания п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ не совсем ясно, идет ли в нем речь об уже образованном земельном участке или же земельном участке, который предстоит еще образовать из земель, учитывая взаимосвязь комментируемого пункта и п. 4 ст. 30 ЗК РФ, нам представляется, что в комментируемом пункте все же имеется в виду ситуация, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления публикует объявление в средстве массовой информации о возможности предоставления уже образованного земельного участка.

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставляет публичному образованию два варианта действий после получения от гражданина заявления о предоставлении земельного участка в аренду - организовать и провести аукцион или же опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Право выбора одного из двух вариантов связано с положениями п. п. 1.1 и 1.2 ст. 30 ЗК РФ, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в их собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Важным является вопрос о предварительном получении гражданином информации о наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в аренду. Органы местного самоуправления разрабатывают специальные регламенты по предоставлению соответствующей бесплатной муниципальной услуги. Например, в Суздальском районе ВО утвержден Административный регламент администрации Суздальского района по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности муниципального образования Суздальский район и предназначенных для сдачи в аренду" <280>. Согласно его п. 3.1.1 предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, включает в себя следующие административные процедуры:

--------------------------------
<280> Утвержден Постановлением главы Суздальского района Владимирской области от 04.09.2012 N 1729 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности муниципального образования Суздальский район и предназначенных для сдачи в аренду" // [Электронный ресурс] Режим доступа: //suzdalregion.ru/?idcat=8&idraz=135 (дата обращения: 04.01.2014).

- предоставление информации при письменном или электронном обращении заявителя;

- предоставление информации при личном устном обращении заявителя;

- предоставление информации при публичном информировании.

Чаще всего гражданин обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду после публикации в официальном печатном издании субъекта РФ или органа местного самоуправления, а также на официальном сайте. В таких публикациях сообщается о возможности предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и указывается адрес (кабинет), телефоны, по которым заявитель может обратиться.

Другой комментарий к статье 30.1 Земельного Кодекса РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлены виды прав, на которых возможно предоставление земельных участков для целей жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу такие участки предоставляются в собственность или в аренду. Установление данных видов прав на земельные участки вполне соответствует коммерческому характеру деятельности в сфере жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, которому посвящен п. 3 ст. 30.1 ЗК).

Однако законодатель установил вполне обоснованное исключение из общего правила. Земельные участки под жилищное строительство могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование на основании соответствующего договора. Это происходит в случаях предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости (жилого назначения), осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК).

2. Пункт 2 ст. 30.1 ЗК расширяет и конкретизирует положения п. 1 той же статьи. Он устанавливает важнейший принцип, касающийся порядка и условий предоставления земельных участков под жилищное строительство. По общему правилу они должны предоставляться на торгах, по результатам которых с победителем заключается либо договор купли-продажи, либо договор аренды земельного участка.

Исключением являются следующие случаи:

- на строительство объекта недвижимости заключен государственный или муниципальный контракт, а само строительство осуществляется полностью за счет бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК). В этом случае участок предоставляется лицу, с которым заключен такой контракт, в безвозмездное срочное пользование;

- земельный участок предоставляется лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2.1 ст. 30 ЗК);

- аукцион по продаже земельного участка либо права его аренды признан несостоявшимся по причине того, что в нем приняло участие менее двух участников. В таком случае единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены правила предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам. Такое предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения от гражданина такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, могут принять одно из трех решений:

- о проведении аукциона по продаже земельного участка;

- о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;

- о предоставлении в аренду такого земельного участка. В этом случае он должен опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.

Представляется не вполне последовательным изложение норм комментируемого пункта ст. 30.1 ЗК. Подавая заявление о предоставлении участка в аренду, гражданин, очевидно, преследует цель приобрести и использовать участок именно на праве аренды. В этой связи непонятно, почему на основании такого заявления возможно принятие решения о продаже земельного участка в собственность. Также, полагаем, было бы более корректным установить критерии, которыми органу местного самоуправления или органу государственной власти следует руководствоваться при выборе одного из указанных решений.

В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка в аренду возможны два варианта дальнейшего развития событий. Если заявление о предоставлении земельного участка в аренду, первоначально поданное гражданином, в течение месяца после указанной публикации останется единственным, то исполнительный орган государственной власти (или орган местного самоуправления) принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду такому гражданину.

Здесь, представляется, было бы правильным четко зафиксировать именно обязанность по принятию такого решения. Формулировка же "принимает решение" может повлечь неоднозначное толкование в правоприменительной практике.

В случае же, когда имеются иные поданные заявки (помимо первоначальной), проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, для предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства в качестве основного варианта установлено предоставление участков на торгах, проводимых в форме аукциона.

Комментарии и консультации юристов по ст 30.1 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 30.1 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.