Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

(Утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 32 ЗК РФ

Комментируемая статья является своеобразным итогом, венчающим процедуры предоставления земельных участков в рамках конструкции "с предварительным согласованием мест размещения объектов", правила о которых распределены между ст. ст. 30, 31 и 32, и закрепляет процедуру выбора земельного участка, которой посвящена предыдущая ст. 31 ЗК РФ. Пункты 1 и 2 ст. 32 ЗК РФ адресованы исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Первое предложение п. 2 комментируемой статьи является вторичной редакцией абз. п. 8 ст. 31 ЗК РФ.

Пункт 4 ст. 32 ЗК РФ стоит особняком, слабо связан с двумя предыдущими пунктами и представляет собой, по сути, прямые и косвенные отсылки к ряду статей ЗК РФ, регулирующих условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а именно: к ст. ст. 49, 54, 55, 57, п. 2 ст. 61, ст. 63, а также ст. 46 (основания прекращения аренды земельного участка) ЗК РФ. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК РФ связано со ст. 56 ЗК РФ, а также со ст. 275 ГК РФ (хотя и прямо не указывается, однако по смыслу подразумевается), согласно п. 1 которой сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК РФ также связано и со ст. 11.8 ЗК РФ (возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки).

Пункт 1 ст. 32 ЗК РФ предусматривает образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, установление местоположения границ земельного участка (а не "установление границ", как указано в этом пункте) и постановку его на кадастровый учет (а не "кадастровый учет", как некорректно указано в комментируемом пункте). Причем образование земельного участка с технической точки зрения в данном случае может произойти и в результате объединения земельных участков (объединению подлежат изъятые для государственных или муниципальных нужд земельные участки), и вследствие раздела (при сохранении исходного земельного участка в измененных границах и при сохранении на него права у первоначального правообладателя). Выдел и перераспределение как способы образования земельного участка в целях, предусмотренных п. 1 ст. 32 ЗК РФ, представляются нам маловероятными. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта включается в приложение к межевому плану в качестве сканированного образа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью кадастрового инженера.

Пункт 2 ст. 32 ЗК РФ предусматривает в идеальном варианте принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение двух недель с момента обращения заинтересованного лица. Однако даже на этом этапе, несмотря на образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, в предоставлении такого земельного участка может быть отказано. Поэтому время от времени судам приходится рассматривать заявления граждан и организаций о признании незаконным отказа предоставить земельный участок в соответствии с утвержденным актом выбора <346> или о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельного участка в соответствии с актом выбора <347>.

--------------------------------
<346> Постановление ФАС СКО от 06.09.2005 по делу N Ф08-3563/2005 // СПС "КП".
<347> Постановление ФАС СКО от 30.01.2007 по делу Ф08-5715/2006 // СПС "КП".

Другой комментарий к статье 32 Земельного Кодекса РФ

1. Статья 32, так же как и ст. 31 ЗК, имеет отношение к процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

Если вернуться к содержанию п. 5 ст. 30 ЗК и вспомнить предусмотренные им четыре стадии предоставления государственного или муниципального земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то можно увидеть, что между начальной (выбор участка) и завершающей (принятие решения о предоставлении) стадиями имеются еще две - проведение работ по формированию земельного участка и его государственный кадастровый учет. Однако если процедура государственного кадастрового учета стандартна и осуществляется в соответствии со ст. 70 ЗК, положениями ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и иными нормативными актами, то формирование земельного участка в рассматриваемом случае отличается от формирования участка, относящегося к случаям предоставления земли без предварительного согласования места размещения объекта (п. 4 ст. 30 ЗК). Формирование участка по комментируемому пункту предполагает лишь установление границ земельного участка на местности по заявке и за счет лица, заинтересованного в его предоставлении. Иные элементы формирования участка, предусмотренные в п. 4 ст. 30 ЗК, здесь неприменимы, поскольку подготовка проекта границ земельного участка, определение его разрешенного использования, получение технических условий подключения к инженерным сетям и плата за их подключение должны осуществляться на стадии выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, а решение о проведении торгов или предоставлении участка без торгов, равно как и публикация соответствующего сообщения, при процедуре предварительного согласования места размещения объекта не требуется.

На совершение землеустроительных действий и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка закон отводит три года - именно таков срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 8 ст. 31 ЗК). Однако в случаях, когда будущее предоставление участка связано с необходимостью изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, указанные действия целесообразно совершать в более короткие сроки. Причина в установленных гражданским законодательством сроках на уведомление лиц, у которых изымаются участки, о предстоящем изъятии, а также, при отсутствии согласия правообладателей с изъятием у них участков, - в практической длительности принудительного изъятия земли в судебном порядке.

2. Данный пункт сформулирован таким образом, что фактически исключает возможность отказа со стороны уполномоченного органа власти в предоставлении земельного участка лицу, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, представившему в пределах трехлетнего срока с момента принятия такого решения заявление о предоставлении земельного участка, с приложением документального подтверждения установления границ участка на местности и его государственного кадастрового учета. Таким документом служит кадастровый паспорт земельного участка.

Вместе с тем п. п. 8 - 10 ст. 30 ЗК предусматривают возможность принятия соответствующими органами решений об отказе в предоставлении земельных участков для строительства, а также право заинтересованных лиц обжаловать такие решения в судебном порядке. И утверждать о неприменимости данных пунктов к случаям предварительного согласования места размещения объекта, исходя из структуры и содержания ст. 30 ЗК, оснований нет. Чем же руководствоваться на практике? По нашему мнению, нельзя исключать возможность отказа в предоставлении участка при принятии решения в соответствии со ст. 32 ЗК, считая норму комментируемого пункта специальной по отношению к п. п. 8 - 10 ст. 30 ЗК. В противном случае орган, уполномоченный на принятие решения, был бы лишен возможности обеспечить соответствие сформированного земельного участка (включая установленные на местности границы) материалам выбора земельного участка и решению о предварительном согласовании места размещения объекта, что недопустимо. Иными словами, в случае если установление границ участка либо его кадастровый учет проведены ненадлежащим образом, что привело к ошибкам в землеустроительной или кадастровой документации, орган власти вправе отказать в предоставлении земельного участка. Другое дело, что в случае необоснованности отказа в предоставлении земельного участка соответствующее решение может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.

Таким образом, по нашему мнению, речь идет не о целенаправленном лишении органов власти комментируемым пунктом права на отказ в предоставлении земельных участков, а о неполноте рассматриваемой статьи закона.

Срок, установленный для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка, непродолжителен и составляет две недели. На выдачу заявителю решения либо выписки из него принявшему решение органу власти дано еще семь дней с даты его принятия (п. 8 ст. 30 ЗК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу с 1 января 2007 г. ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

4. Требование об обязательном включении в решения о предоставлении земельных участков для государственных или муниципальных нужд положений, связанных с изъятием соответствующих земель, является логическим продолжением п. 5 ст. 31 ЗК, предусматривающего в качестве неотъемлемой части решений о предварительном согласовании места размещения объекта расчеты убытков обладателей прав на землю и, до 31 декабря 2007 г., потерь сельскохозяйственного производства. Комментируемый пункт предписывает включать аналогичные положения в решения о предоставлении земель, однако уже не в виде расчетов, а в форме требований о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства (правило относительно данных потерь действует до конца 2007 г.). Очевидно, что такие требования следует выдвигать с учетом произведенных на стадии выбора земельного участка расчетов. Однако, учитывая трехлетний срок действия решений о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключено проведение новых расчетов, результаты которых будут отличаться от произведенных на стадии предварительного согласования. Хотя и такие расчеты в части убытков лиц, у которых участки изымаются, не будут носить обязательного характера по причине возможного несогласия данных лиц с таковыми. В этом случае спор о размере убытков подлежит решению в судебном порядке.

Комментируемый пункт также предусматривает право органов, принимающих решения о предоставлении земельных участков, включать в эти решения положения об обременениях земельных участков (например, в виде публичных сервитутов, устанавливаемых в соответствии со ст. 23 ЗК) либо об ограничениях прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК: например, это могут быть условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка и др. (более подробно об этом см. комментарий к ст. 56). Если исходить из структуры комментируемого пункта и его буквального толкования, может показаться, что данное право, так же как и требование о включении в решения положений о возмещении убытков и потерь, имеет отношение лишь к случаям предоставления земель для государственных или муниципальных нужд. Однако, по нашему мнению, подобный взгляд был бы ошибочным в силу содержания ст. ст. 23, 56 и ряда иных статей ЗК, регулирующих вопросы обременения или ограничения земельных участков и прав на них, предусматривающих возможность установления обременений и ограничений также и во многих иных случаях.

В завершение отметим, что юридические последствия принятия решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 32 предусмотрены в п. п. 7 - 10 ст. 30 ЗК.

Комментарии и консультации юристов по ст 32 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 32 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.