Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством

(Утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 34 ЗК РФ

Сложность применения на практике комментируемой статьи заключается не в самом порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а в определении перечня таких участков. Ни в ЗК РФ, ни в каком-либо другом нормативном акте федерального уровня, ни в законодательстве субъектов РФ, наконец, зачастую в муниципальных нормативных правовых актах мы такого перечня не находим. Кроме проблемы определения собственно перечня земельных участков, применение ст. 34 ЗК РФ связано с проблемами законодательной и юридической техники.

В отличие от ст. ст. 31, 32 ЗК РФ и (косвенно) 33 ЗК РФ, которые посвящены выбору и предоставлению земельного участка для строительства, ст. 34 ЗК РФ регулирует иную правовую конструкцию - предоставление участков гражданам "для целей, не связанных со строительством". В соответствии с ч. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а здания, строения и сооружения - объекты капитального строительства за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ч. 10 ст. 1 ГрК РФ). Указанное исключение, как мы видим, представлено постройками сборно-разборного характера, которые не имеют прочной связи с землей (не имеют фундамента, как иногда указывают федеральные и арбитражные суды), иначе говоря, не соответствуют требованиям, которые установлены ст. 130 ГК РФ для объектов недвижимости. Если быть до конца последовательными, то следует указать еще и на невозможность регистрации права и внесения в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на постройки сборно-разборного характера.

Вместе с этим обращение к ст. 263 ГК РФ, которая называется "Застройка земельного участка", и анализ используемых в ней понятий и терминов свидетельствуют о содержательном соответствии понятия "возведение" понятию "строительство", которое раскрывается в ч. 13 ст. 1 ГрК РФ. Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить (выделено нами. - С.Г.) на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное (выделено нами. - С.Г.) или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 ст. 263 ГК РФ). Даже при беглом взгляде на оба пункта ст. 263 ГК РФ становится ясно, что состав застройки земельного участка связан с деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений и с этой точки зрения практически ничем не отличается от строительства в понимании ч. 13 ст. 1 ГрК РФ. Важно также иметь в виду, что часть первая ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 г., хотя глава 17 - со дня введения в действие ЗК РФ (то есть 29 октября 2001 г., если считать с момента публикации его текста в Собрании законодательства РФ, N 44, ст. 4147). Однако уже по состоянию на 1 января 1995 г. текст ст. 263 ГК РФ был подготовлен и вообще претерпел до настоящего времени одну незначительную редакцию во втором предложении п. 1 (фраза "а также требований о назначении земельного участка" с 2007 г. стала звучать как "а также требований о целевом (выделено нами. - С.Г.) назначении земельного участка"). Конструкция ст. 263 ГК РФ, если судить о понятийном аппарате подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, учтена законодателем во время работы над текстом ЗК РФ: собственник земельного участка имеет право "возводить (выделено нами. - С.Г.) жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения.". Тем не менее, если понимать буквально смысл названия ст. 34 ЗК РФ, да и вообще всей конструкции, которую попытался выстроить в ней законодатель, то следовало бы найти в законодательстве недостающие ее элементы и дать соответствующее толкование. Пока же примем в качестве гипотезы тезис, во-первых, об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в Законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах" и Законе "О личном подсобном хозяйстве". Во-вторых, - тезис о том, что на земельных участках, которые предоставляются гражданам по правилам ст. 34 ЗК РФ, возможно возведение построек только сборно-разборного характера, а возведение не является юридическим понятием в ЗК РФ и не имеет ничего общего со ст. 263 ГК РФ.

Из содержания ст. 34 ЗК РФ следует, что предоставлению гражданам подлежат земельные участки, которые публичным образованиям предстоит еще только образовать из земель категории "земли населенных пунктов". То, что в ст. 34 ЗК РФ имеются в виду земли этой категории, подтверждается упоминанием в п. 4 комментируемой статьи зонирования территорий. Из перечня видов зон, которые приведены в п. 1 ст. 35 ГрК РФ, для целей, не связанных со строительством, можно отнести с уверенностью только зоны сельскохозяйственного использования. Согласно п. 9 ст. 35 ГрК РФ существует две группы зон:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Вполне очевидно, что если первая группа безоговорочно укладывается в цели, не связанные со строительством, то вторая требует определенных оговорок и разъяснений.

Исключим сразу же земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства или развития объектов сельскохозяйственного назначения, так как не ясно, какие именно объекты имеет в виду законодатель с точки зрения капитальности, и проанализируем с позиций ст. 34 ЗК РФ статус садовых, огородных и дачных земельные участков.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах":

а) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

б) огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

в) дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Вычленим из приведенных определений те виды деятельности, которые связаны с несельскохозяйственной деятельностью:

а) возведение жилого строения;

б) возведение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории;

в) право возведения жилого строения или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.

Если в отношении жилых (некапитальных) строений и даже хозяйственных строений и сооружений с точки зрения ст. 34 сомнения не возникают (мы уже показали различную правовую природу строительства и возведения), то этого же нельзя сказать о жилых домах. Общий контекст п. п. 1, 2 и 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в которых постоянно используется выражение "жилищное строительство", а также содержание п. 3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в котором разъясняются особенности государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, дают основание считать возможным создание объектов капитального строительства. И как ни назови это создание - возведением или строительством, результат в обоих случаях одинаков. В данном случае либо придется признать синонимичность понятий "строительство" и "возведение", даже если последний вид создания объекта недвижимости существует на положении "младшего брата", появляющегося только в определенном контексте (тогда дачные земельные участки не должны подпадать под регулирование ст. 34 ЗК РФ, что противоречит абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона N 101-ФЗ), либо зафиксировать рассогласованность понятийного аппарата ЗК РФ, ГрК РФ и Закона N 66-ФЗ. Последнее означает, что в отношении, по крайней мере, дачных участков у органов местного самоуправления нет четкого разграничения конструкций по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, и для целей, связанных со строительством. Иначе говоря, каждый раз публичному образованию приходится оценивать ситуацию с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством, произвольно, "на глаз".

Применяя ст. 34 ЗК РФ, следует учитывать, что садовые, огородные и дачные земельные участки предоставляются не только из категории "земли населенных пунктов", но и из состава земель сельскохозяйственного назначения. На это прямо указывают абз. 2 п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 80 и п. 2 ст. 81 ЗК РФ. Особо хотелось бы подчеркнуть, что это правило касается и дачных земельных участков, так как п. 2 ст. 81 ЗК РФ находится в составе главы XIV "Земли сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ.

Применяя ст. 34 ЗК РФ, нельзя не учитывать и СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" <365>. Согласно пункту 1.1* СНиП 30-02-97* его нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ. Пункт 6.4* СНиП 30-02-97* предусматривает, что на садовом (дачном) участке могут возводиться (выделено нами. - С.Г.) жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.

--------------------------------
<365> Приняты и введены в действие с 1 апреля 2001 г. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51 // //docload.ru/Basesdoc/4/4961/index.htm (дата обращения: 13.01.2014).

Использование понятий "возведение", "застройка", "территориальные строительные нормы", которые используются по тексту СНиП 30-02-97*, на наш взгляд, без оглядки на положения ЗК РФ потому, что СНиП 30-02-97* появились на несколько лет раньше введения в действие ЗК РФ. Зато их содержание близко к ст. 263 ГК РФ.

Завершая анализ статуса трех видов земельных участков, необходимо отметить правило, которое изложено в п. 1 ст. 28 Закона N 66-ФЗ: предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. Это правило целиком согласуется с порядком предоставления земельных участков в ст. 34 ЗК РФ, несмотря на выявленные нами дефекты юридической техники в ЗК РФ и в других нормативных актах.

Обратимся теперь к Закону о ЛПХ. В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Закона для ведения ЛПХ могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона о ЛПХ). То есть такой земельный участок, если следовать логике используемых конструкций, не может является объектом регулирования ст. 34 ЗК РФ.

Что касается полевого земельного участка, то он используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений нормативов (п. 3 ст. 4 Закона о ЛПХ). За пределами населенного пункта находятся прежде всего земли сельскохозяйственного назначения. Однако согласно правилу п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не должны распространяться на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Может быть, полевые участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются из других категорий? Тогда следует ответить на вопрос, из каких именно. Сразу же исключим категории, которые указаны в подп. 3 (земли промышленности и др.), 5 (земли лесного фонда), 6 (земли водного фонда) п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Две оставшиеся категории - это земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ) и земли запаса (подп. 7 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Рассмотрим их правовой статус с точки зрения интересующего нас вопроса.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК РФ).

Наконец, в соответствии с п. 6 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. Из п. 10 ст. 85 ЗК РФ следует, что эти земли могут находиться также и в границах населенных пунктов. По этой причине в их составе не могут находиться полевые земельные участки.

Одним словом, если речь идет о землях особо охраняемых территорий или о землях, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, то, если они находятся за пределами границ земельных пунктов, теоретически в их границах гражданам может предоставляться полевой земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ. По крайней мере, на земельных участках, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, допускается осуществление сельскохозяйственной деятельности.

Что касается земель запаса, то согласно п. 1 ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ. Пункт 1 ст. 80 ЗК РФ предусматривает его использование в том числе и для создания и расширения личных подсобных хозяйств.

Неопределенность ЗК РФ в вопросе о земельных участках, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, влияет на практику градостроительного зонирования муниципальных образований поселений. Так, например, согласно п. 1 ст. 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования "поселок Иванищи" (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (2009 г.) предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством (в т.ч. ведения личного подсобного хозяйства, кроме земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется в аренду и в собственность. Если речь в данном случае идет не о т.н. полевых участках на землях сельскохозяйственного назначения, а только об участках в границах населенного пункта, то на таких участках граждане вправе не строить, а возводить жилые дома, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона о ЛПХ). Однако согласно ст. 31 указанных ПЗиЗ сельского поселения Иванищи одной из территориальных зон населенных пунктов является зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Отдельной территориальной зоны для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых домов указанными правилами не предусмотрено.

С точки зрения комментируемой нами ст. 34 ЗК РФ различие между застройкой индивидуальными жилыми домами в населенных пунктах сельского поселения Иванищи и возведением жилых домов на земельных участках, предоставленных не для целей строительства для ведения личного подсобного хозяйства на территории сельского поселения Иванищи просто-напросто размывается. Чтобы выйти из описанной однотипной ситуации <366>, федеральному законодателю необходимо согласовать между собой конструкции ст. ст. 34 и 40 ЗК РФ, ГрК РФ, ГК РФ, Закона о личном подсобном хозяйстве, Закона N 66-ФЗ, ст. ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, СНиП 30-02-97*.

--------------------------------
<366> Правила землепользования и застройки муниципального образования "поселок Иванищи" (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области являются типовыми и подготовлены в 2009 г. по шаблону, который использовало в своей работе ГУП Владимирской области "Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро" при подготовке аналогичных Правил на территории ВО.

На данный момент гипотеза об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в соответствии с конструкцией ст. 34 ЗК РФ не подтверждается.

К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки с разрешенным использованием "подъездные пути" (как вариант - "для организации объездных путей"). Так, например, управление земельных отношений администрации Ивановского муниципального района ИО сообщило 27 декабря 2013 г. о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, среди которых земельный участок категории "земли населенных пунктов" (д. Конохово) с разрешенным использованием "подъездные пути" площадью 700 кв. м <367>.

--------------------------------
<367> Наше слово. 2013. 27 декабря. N 153 - 154 (10191/192). С. 6.

В перечень земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, необходимо также включить земельные участки, которые предоставляются "для элементов благоустройства". Так, например, администрация Суздальского района ВО опубликовала 24 июля 2013 г. извещение о возможном предоставлении трех земельных участков (площадью 50, 30 и 165 кв. м) в с. Суромна и с. Богослово в аренду для элементов благоустройства <368>.

--------------------------------
<368> Суздальская Новь. 2013. 24 июля. N 59 (11392). С. 6.

В рамках комментируемой статьи граждане просят предоставить земельные участки, которые находятся в границах населенного пункта "для размещения мест хранения плавсредств" <369>.

--------------------------------
<369> Определение Ленинградского областного суда от 23.08.2012 N 33-3796/2012 // СПС "КП".

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам могут предоставляться в долгосрочную аренду для организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха земельные участки из состава земель особо охраняемой природной территории, например национального парка <370>.

--------------------------------
<370> Постановление Тринадцатого ААС от 21 января 2013 г. по делу N А21-3598/2012 // СПС "КП".

К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки для размещения металлических гаражей. Так, например, согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории округа Муром для целей, не связанных со строительством <371>, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с ЗК РФ. В соответствии с п. 2.3 вышеназванного Положения металлические гаражи относятся к временным объектам. Предоставление земельного участка для размещения временного объекта производится на основании постановления главы округа Муром, принятого по результатам рассмотрения заявления гражданина.

--------------------------------
<371> Утверждено решением Совета народных депутатов округа Муром от 31 мая 2005 года N 644.

С точки зрения землеустройства и кадастровой деятельности ст. 34 ЗК РФ не подразумевает предоставление гражданам земельных участках вследствие раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков в порядке, который установлен ст. ст. 11.3, 11.4, 11.5, 11.6 и 11.7 ЗК РФ.

При реализации комментируемой статьи необходимо учитывать, что ее положения не распространяются на граждан-землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, точнее, на земельные участки, которые они уже используют. То есть ст. 34 ЗК РФ не регулирует отношения, которые связаны с изменением вида права на земельный участок, который был образован и предоставлен гражданину ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; на праве пожизненного наследуемого владения, а также по договору аренды (субаренды).

При применении данной статьи следует иметь в виду, что для целей, не связанных со строительством, предоставляются также земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Однако согласно правилу п. 1 ст. 10 Закона 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не распространяются на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

С точки зрения законодательной логики статья подразделяется на две самостоятельные части. Пункт 1 устанавливает общие начала управления государственными и муниципальными земельными ресурсами с целью эффективного распоряжения ими. Правило этого пункта носит характер декларации или даже частного случая реализации таких основных принципов земельного законодательства, как дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 10 и 11 ст. 1 ЗК РФ).

Пункты 2 - 5 ст. 34 ЗК РФ целиком регулируют процедурные вопросы. Причем п. п. 2 и 3 предусматривают конкретные действия граждан, а п. п. 4 и 5 возлагают соответствующие обязанности на органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.

Другой комментарий к статье 34 Земельного Кодекса РФ

1. Если ст. ст. 30 - 32 ЗК регулируются вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, то ст. 34 посвящена предоставлению этих земель для целей, не связанных со строительством. Что же это за цели? Например, в случае необходимости организации открытой автомобильной стоянки, благоустройства территории, сенокошения или выпаса скота, создания учебного полигона, равно как и в ряде иных случаев, осуществление строительных работ, как правило, не требуется. Следовательно, нет необходимости в получении технических условий подключения объектов к инженерным сетям, осуществления проектирования, совершения многих иных действий, присущих процессу подготовки и осуществления строительства. Именно этим объясняется выделение вопросов предоставления земельных участков для целей, отличных от строительства, в отдельный предмет регулирования.

Вместе с тем неясна позиция законодателя, установившего в ст. 34 порядок предоставления земель для целей, не связанных со строительством, лишь в отношении граждан. В результате в ЗК не оказалось норм о процедуре приобретения юридическими лицами прав на земельные участки для данных целей. Это является значимым пробелом, который восполняется на практике либо путем принятия соответствующих нормативных актов субъектами РФ или муниципальными образованиями, либо посредством применения положений ст. 34 ЗК по аналогии.

Еще одним труднообъяснимым действием законодателя стало включение положений, приведенных в комментируемом пункте, именно в статью, посвященную предоставлению земель для целей, отличных от строительных. Дело в том, что данные (в значительной мере справедливые) положения, исходя из их смысла, касаются обязанностей органов власти в области предоставления земель вообще, независимо от его цели и процедуры, а не только предоставления земель гражданам для целей, не связанных со строительством. Если же рассматривать требования п. 1 как применяемые только в связи с отношениями, регулируемыми ст. 34 Кодекса, то можно прийти к абсурдным выводам, например о том, что органы власти обязаны следовать принципам эффективности, справедливости, публичности и открытости лишь применительно к данным отношениям. Или что уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости специальный орган им необходимо также лишь для целей, не связанных со строительством.

Таким образом, положения п. 1, которые в основном достаточно ясны, логичны и вряд ли нуждаются в подробном комментировании, следует рассматривать в качестве неких универсальных принципов и правил управления и распоряжения землями со стороны государственных и муниципальных органов вообще и применять их для случаев предоставления земель как гражданам, так и юридическим лицам, как для строительных, так и для иных целей. На наш взгляд, более правильным было бы включение положений комментируемого пункта в ст. 28 или ст. 29 ЗК.

2 - 3. Регулирование предоставления гражданам земель для целей, не связанных со строительством, довольно сходно с положениями ст. 31 ЗК, посвященной процедуре выбора земельных участков для строительства, хотя и является значительно упрощенным. Так, комментируемая статья, не устанавливая необходимость проведения торгов для приобретения прав на землю в целях, не связанных со строительством, вводит заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков. Адресатом заявления должен являться орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении участка (см. комментарий к ст. 29 ЗК). Требования к заявлению довольно просты и кратки - заявитель должен лишь указать:

- планируемую им цель использования земельного участка, что важно для определения возможности предоставления земельного участка с точки зрения соответствия заявленной цели градостроительному регламенту зоны, в пределах которой находится участок, и определения разрешенного использования земельного участка;

- предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, при этом гражданин вправе указать как на известный ему конкретный участок земли, так и на его приблизительное расположение (в пределах района, микрорайона и т.д.);

- испрашиваемое право на земельный участок, имея в виду, что п. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность возникновения у граждан лишь права собственности или права аренды земельного участка.

4. Так же как и при выборе земельного участка для строительства, подготовкой материалов (состоящих из проекта границ земельного участка) для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, должны заниматься органы местного самоуправления. Это имеет место даже в тех случаях, когда принятие решения о предоставлении входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти, который в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка должен направить его в уполномоченный орган местного самоуправления. Комментируемый пункт предусматривает также, что орган местного самоуправления вправе поручить изготовление проекта границ земельного участка землеустроительной организации. Однако утверждение проекта границ все равно остается в исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Пункт 4, равно как и иные положения ст. 34 ЗК, ничего не говорит о необходимости согласования проекта границ земельного участка с уполномоченными органами и организациями. Вместе с тем в нормативных актах многих субъектов РФ и муниципальных образований такие согласования предусмотрены. С одной стороны, положения ст. 34 позволяют заявителям обжаловать решения об отказе в предоставлении земельных участков по причине неполучения тех или иных согласований, ссылаясь на отсутствие в ЗК таких требований. С другой стороны, даже при использовании земель под цели, не связанные со строительством, возникает необходимость контроля за соблюдением при землеотводе санитарных, противопожарных и иных требований.

Например, предоставление земельного участка под открытую автомобильную стоянку на несколько десятков машино-мест в непосредственной близости от жилых домов или детских учреждений (детских садов, яслей, школ и т.п.) может привести к существенному нарушению санитарных норм и правил. Предоставление земельного участка при наличии под ним центральных инженерных коммуникаций также может привести к негативным практическим последствиям. В этой связи обжалование решения об отказе в предоставлении земельного участка может оказаться безуспешным в случае, если отказавший орган докажет, что предоставлением земельного участка были бы нарушены требования, установленные иным законодательством - градостроительным, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и т.д.

Указание в комментируемом пункте на то, что изготовление проекта границ земельного участка должно осуществляться с учетом зонирования территорий, также не может, по нашему мнению, рассматриваться как безусловное основание освобождения от необходимости согласования границ земельного участка с уполномоченными органами и организациями. Дело в том, что градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны (гл. 4 Градостроительного кодекса). Градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. И действительно, согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков в их пределах для тех или иных целей, с соблюдением тех или иных параметров, после чего проведение повторных согласований не требуется. Однако, во-первых, градостроительное зонирование на настоящий момент проведено далеко не во всех муниципальных образованиях; во-вторых, Градостроительный кодекс выделяет категории земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется либо в отношении которых они не устанавливаются (участки в границах территорий общего пользования, земли лесного и водного фонда, сельскохозяйственные угодья и др.); в-третьих, Градостроительный кодекс предписывает определять использование таких не подверженных действиям градостроительных регламентов участков в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36). Учитывая это, следовало бы как минимум предусмотреть в ЗК или в ФЗ о введении в действие ЗК переходные положения, связанные с необходимостью согласования любого предоставления земельных участков, в том числе и для целей, не связанных со строительством, с предусмотренными законодательством органами и организациями на период до осуществления в муниципальных образованиях градостроительного зонирования, и сохранить согласовательный порядок приобретения прав на земельные участки, на которые градостроительные регламенты не распространяются.

5 - 6. Данные пункты регулируют вопросы принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и некоторые юридические последствия данных решений.

Если принятие решения о предоставлении земельного участка входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти, то орган местного самоуправления, утвердивший проект границ земельного участка, должен передать данный проект указанному государственному органу, который в течение двух недель с момента получения соответствующих материалов обязан принять решение по вопросу о предоставлении участка. Если решение входит в компетенцию органа местного самоуправления, он принимает его самостоятельно с соблюдением двухнедельного срока начиная с момента утверждения проекта границ земельного участка.

Выбор вида права на земельный участок (право собственности или аренды), по нашему мнению, осуществляется органом, предоставляющим участок, а не гражданином, поскольку ЗК не содержит требований об обязательности передачи участков в собственность для целей, не связанных со строительством. Пункт 4 ст. 28 Кодекса, запрещающий отказ в предоставлении земель в собственность (за исключением специально оговоренных в нем случаев), имеет отношение только к приобретению прав на землю для строительства. Вместе с тем решение о предоставлении земельного участка на том или ином праве не должно противоречить поданному гражданином заявлению. Иными словами, если заинтересованным лицом подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность, то уполномоченный орган власти может предоставить участок лишь на этом праве, а в случае неготовности сделать это - отказать в предоставлении земельного участка либо предложить гражданину изменить поданное заявление.

Земельные участки за плату или бесплатно должны предоставляться с учетом требований п. 2 ст. 28 ЗК, согласно которому предоставление государственных или муниципальных земель осуществляется за плату, кроме случаев бесплатного предоставления, которые должны быть прямо предусмотрены самим Кодексом, федеральными законами или законами субъектов РФ.

К решению о предоставлении земельного участка прилагается проект его границ. Проведение кадастрового учета земельного участка не является обязательным условием принятия указанного решения. Однако лишь после представления заявителем в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка возможно заключение договора его купли-продажи или аренды. Право собственности на земельный участок, равно как и договор аренды, заключенный на срок один год или более, подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этих случаях право на земельный участок возникает с момента такой регистрации.

Комментарии и консультации юристов по ст 34 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 34 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.