Статья 38. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)

(Утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 38 ЗК РФ

В состав комментируемой статьи включены общие положения о конкурсе или аукционе как основаниях для заключения договора купли-продажи земельного участка или заключения договора аренды. Статья 38 ЗК РФ воспроизводит, с одной стороны, общие правила по вопросу предмета торгов, организатора торгов, продавца имущества, которые содержатся в подп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, в ст. 447, п. 2 и п. 4 ст. 448 ГК РФ, а также в ст. 29 ЗК РФ. С другой стороны, пункты 4, 5 и 6 комментируемой статьи представляют собой отсылки к нормативному акту Правительства РФ и ГК РФ, статьям 38.1 и 38.1 ЗК РФ с их регулированием собственно процедуры организации и проведения торгов. Аккумулируя в своих шести пунктах правила, которые уже установлены действующим законодательством, комментируемая статья тем не менее, несмотря на отсылочный характер своих положений, играет важную вводную роль в комплексе норм о порядке организации и проведения торгов, которым посвящены следующие за ней статьи 38.1 и 38.2 ЗК РФ.

Согласно п. 4 ст. 447 торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Реализуя положения ст. 38 ЗК РФ в системном единстве с положениями ст. ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ, необходимо иметь в виду, что, во-первых, ключевая форма проведения торгов в рассматриваемых правоотношениях - аукцион. Во-вторых, в процессе применения правил ст. ст. 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ следует различать аукционы с точки зрения предмета торгов, что влияет на порядок организации аукциона. Первый порядок определен п. 4 ст. 38 ЗК РФ и регулируется Правилами об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808). Собственно порядку проведения торгов посвящен раздел III (п. п. 22 - 24) и пункт 25 раздела IV указанного Постановления. Все остальные пункты сосредоточены на подготовке проведения торгов. Предмет торгов в данном случае, как правило, - земельный участок в границах городского или сельского муниципального образования. Это либо незастроенный земельный участок, либо земельный участок с находящимся на нем зданием, строением, сооружением, например, бывшим детским садом, муниципальной котельной или гаражом. На участника аукциона (а в дальнейшем - покупателя земельного участка) не налагаются какие-либо обязательства, кроме как обязательства приобретения его по итогам аукциона и использования в дальнейшем в соответствии с установленным видом (или видами, если их несколько для соответствующей градостроительной зоны) разрешенного использования. Его участниками в равной мере могут быть как физические, так и юридические лица.

При применении п. 4 ст. 38 ЗК РФ следует также четко представлять себе специфику предмета аукциона, если речь идет о незастроенном земельном участке. Рассматриваемый порядок приобретения земельного участка, в отличие от порядка, предусмотренного п. 2 ст. 38.1 ЗК РФ, реализуется в отношении земельного участка, который должен будет использоваться, во-первых, для индивидуального жилищного строительства; во-вторых, под торговые центры, общественно-бытовые центры, под автосервис, под строительство объектов транспорта, под общественно-деловую застройку и т.д., когда не определены условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Собственник земельного участка и/или организатор торгов в своем извещении может прямо указать, например, что "победитель аукциона за свой счет получает технические условия для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, разрешительную и иную документацию, необходимые согласования, экспертизы, несет все расходы, связанные с проектно-изыскательскими, строительными работами в отношении внешних инженерных сетей" <415>. Соответственно, отсутствие указанных условий влияет на первоначальную стоимость предмета аукциона, которая ниже, чем в случае, который предусмотрен п. 2 ст. 38.1 ЗК РФ.

--------------------------------
<415> Извещение о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 33:05:141101:66, общей площадью 1500 кв. м, местоположение участка: Владимирская область, Суздальский район, с. Малахово, в 170 м на северо-запад от д. 26 по ул. Верхняя // Суздальская новь. N 55 (11388). 10 июля 2013 г.; Извещение о проведении торгов по продаже трех земельных участков с кадастровыми номерами 33:05:081101:542, 33:05:081101:543 и 33:05:081101:544 в с. Барское-Городище Суздальского района Владимирской области // Официальный вестник. Специальное приложение к газете "Суздальская новь". N 91 (11424). 13 ноября 2013 г.

В-третьих, предметом аукциона в описываемом порядке может являться и земельный участок с находящимся на нем зданием, строением, сооружением. В этом случае цена предмета аукциона складывается из цены земельного участка и цены находящегося на нем объекта недвижимости. Соответственно, и отчет независимого оценщика состоит из двух разделов, включая в один документ оценку двух неразрывно связанных между собой объектов недвижимости. Продавец и покупатель такого "двойного" объекта отталкиваются от того, что предмет аукциона уже подключен к сетям инженерно-технического обеспечения в предшествующий период и она учтена независимым оценщиком при подготовке отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Практика применения Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 выявила в рассматриваемом порядке случаи объединения продавцами в единый лот нескольких земельных участков. Это не могло не стать поводом для изучения правомерности такого объединения и соответствия действующему антимонопольному законодательству. Действительно, как отметил в своем Постановлении от 11 апреля 2011 г. по делу N А56-44409/2010 Тринадцатый ААС, ни Гражданский, ни Земельный РФ, ни Правила о торгах, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808, не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) также не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Вместе с тем при формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования указанного Федерального закона, ЗК РФ, Постановления Правительства N 808, принятого в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, направленные на эффективное использование государственной (муниципальной) собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также должен соблюдать требования ст. 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Давая оценку правомерности объединения в один лот ОАО "Фонд имущества СПб" и КУГИ г. Санкт-Петербурга десяти земельных участков, суд согласился с доводами жалобы о том, что, обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками, что приводит к сокращению количества претендентов пропорционально количеству земельных участков, объединенных в один лот, что в конечном итоге приводит к ограничению конкуренции на рынке строительно-инвестиционной деятельности.

Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, в силу п. 17 ст. 4 Закона N 135-ФЗ является одним из признаков ограничения конкуренции.

Объединение 10 земельных участков в один лот повлияло и на сумму годовой арендной платы (33522000 руб.), и на сумму задатка, равную сумме годовой арендной платы, внесение которой являлось одним из условий участия в аукционе. Столь значительная сумма задатка также не позволила большему количеству потенциальных инвесторов принять участие в аукционе и повлиять на его результат, а следовательно, принцип конкурентности, эффективности и результативности, заложенный в нормативных правовых актах, регулирующих данные правоотношения, не был достигнут <416>.

--------------------------------
<416> СПС "КП".

Второй порядок организации аукциона, к которому отсылает п. 5 ст. 38 ЗК РФ, самым подробным образом описан в ст. 38.1 ЗК РФ. Предметом аукциона на этих торгах является земельный участок, предназначенный для жилищного строительства, причем многоэтажного (хотя прямо об этом в п. 1 ст. 38.1 ЗК РФ не говорится, однако об этом свидетельствует оговорка "за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства") с определением условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение). Дополнительно к этим общим условиям п. 1 ст. 38.1 для многоэтажного жилищного строительства указывает и на подготовленные материалы инженерных изысканий параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Согласно ч. 15 ст. 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Все это подчеркивает отличие подготовки будущего предмета торгов от подготовки в соответствии с п. 4 ст. 38 ЗК РФ.

Согласно п. 7 ст. 38.1 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. То есть, как и при описанном выше порядке, отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости подготавливает независимый оценщик.

Наконец, п. 6 ст. 38 ЗК РФ отсылает к аукциону, правила о котором регулируются ст. 38.2 ЗК РФ. Принципиальное отличие аукциона по продаже земельного участка между правилами п. 4 ст. 38, ст. 38.1 ЗК РФ с одной стороны и правилами ст. 38.2 ЗК РФ - с другой заключается не столько в особенностях его проведения (об этом в статье не сказано ни слова, если не считать положение п. 7 ст. 38.2, отражающее итог его проведения), сколько в порядке организации, особенностях состава сведений в извещении о проведении аукциона и, следовательно, содержания будущего договора. Соответственно, на участника аукциона (а в дальнейшем - покупателя земельного участка) налагаются обязательства, выполнение которых связано с обеспечением и защитой интересов публичного образования, на территории которого находится продаваемый земельный участок (подп. 5 - 6 п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ). В качестве такой общественной нагрузки на победителя аукциона в соответствии с подп. 6 ст. 38.2 ЗК РФ накладывается обязанность подготовки документации по планировке территории - проекта планировки территории и проекта межевания, что связано уже с градостроительной деятельностью (ст. ст. 42 и 43 ГрК РФ). В части подготовки и согласования указанных документов можно говорить о совпадении обязанностей инвестора по договору о развитии застроенной территории и застройщика, осуществляющего комплексное освоение земельного участка.

Что касается методики, которая применяется органами местного самоуправления при определении начальной цены права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, то это экспертный метод (отчет независимого оценщика).

Другой комментарий к статье 38 Земельного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ряд специальных норм о заключении договоров, объектом которых является земельный участок, на торгах. Общие положения о заключении договоров на торгах определены ст. ст. 448, 449 ГК. Комментируемая статья распространяется на проведение торгов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка.

Предметом торгов могут выступать любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или право на заключение договора аренды таких земельных участков, если они не изъяты или не ограничены в обороте.

Отсылку комментируемой статьи в части требования по формированию земельного участка к подп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК, несмотря на то что данная статья регулирует отношения только по предоставлению земельных участков под застройку, следует распространять на условия формирования и иных земельных участков, являющихся предметом торгов. Сформирован должен быть также и земельный участок, предоставляемый в аренду.

Государственная регистрация таких земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, согласно п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, не требуется.

2. В соответствии со ст. 447 ГК договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В качестве организатора торгов согласно той же статье может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

3. Согласно ГК форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

4. В соответствии со ст. 448 ГК аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

В настоящее время заключение договоров купли-продажи или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах осуществляется при соблюдении Правил проведения таких торгов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" <1> (далее - Правила).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4587.

Упомянутым Постановлением и утвержденными Правилами на основе ЗК и ГК установлены порядок определения организатора торгов, требования, предъявляемые к участникам торгов, форма, организация и проведение торгов.

В частности, данными актами установлено, что до разграничения государственной собственности на землю организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - торги) осуществляются применительно к утвержденным названным Постановлением Правилам. Организатором торгов является орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, либо специализированная организация, действующая на основании договора с ними.

Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения (шаг аукциона) при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов, заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.

Указанным Постановлением установлено также, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Российский фонд федерального имущества (его отделения).

Правилами по проведению торгов предусматривается, что торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене либо размере арендной платы.

Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка. Условия могут быть разнообразными: рекультивация, мелиорация участка, осуществление определенного вида его освоения (застройка) и т.п. Но, исходя из положений Правил, они обязательно должны касаться именно использования земельного участка, право на который перейдет в результате выигрыша на торгах. Поэтому выставление иных требований, не касающихся предмета торгов, исходя из данного Постановления, не представляется возможным. Так, вряд ли будет соответствовать Правилам торгов такое условие, как обустройство двора школы, прилегающего к участку, по поводу которого объявлены торги.

В том, что касается земельных участков, находящихся в федеральной собственности, упомянутыми Правилами установлено, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков Министерство имущественных отношений РФ <1>: а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или вносит в Правительство РФ предложения по проведению торгов в форме конкурса и условиям конкурса; б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения (шаг аукциона) при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; г) заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов.

--------------------------------
<1> Примеч. ред.: в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) Минэкономразвития России.

Правительство РФ принимает решение о проведении торгов в форме конкурса и определяет существенные условия договоров купли-продажи и аренды земельных участков, заключаемых по результатам конкурса, а также условия конкурса.

При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатор торгов: а) определяет место, дату и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах (далее - заявки), место, дату и время определения участников торгов, место и срок подведения итогов торгов; б) организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов (или об отказе в их проведении), а также информации о результатах торгов; в) выдает необходимые материалы и соответствующие документы юридическим и физическим лицам, намеревающимся принять участие в торгах (далее - претенденты); г) принимает заявки и документы от претендентов, а также предложения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения, и содержания представленных ими документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы; д) организует осмотр земельных участков на местности; е) проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами; ж) принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, установленным названными Правилами, и уведомляет претендентов о принятом решении; з) определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов; и) готовит проекты договоров купли-продажи земельных участков; к) подписывает от имени собственника договоры купли-продажи земельных участков по результатам торгов; л) осуществляет иные предусмотренные Правилами функции.

При продаже находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20% начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Извещение должно содержать следующие сведения: а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов; в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; д) наименование организатора торгов; е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, шаг аукциона, размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; з) условия конкурса; и) место, дата, время и порядок определения участников торгов; к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

Правилами установлены следующие условия участия в торгах.

Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.

Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность. Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.

Заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.

Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов. Организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение трех банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов.

Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.

В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.

Претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям: а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством РФ установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ; в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.

Организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток претенденту, не допущенному к участию в торгах, в течение трех банковских дней со дня оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.

Претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.

При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, которые установлены в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.

В случае если: а) претендент при подаче заявки заявит о своем намерении подать предложение в любой день до дня окончания срока приема заявок или непосредственно перед началом проведения торгов, организатором торгов делается отметка в журнале приема заявок и выдается претенденту соответствующая выписка; б) участник торгов отзовет принятую организатором торгов заявку, предложение считается неподанным.

Отказ претенденту в приеме заявки на участие в торгах лишает его права представить предложение.

В том, что касается определения порядка проведения торгов, Правила обращают внимание на следующие основные моменты.

В Правилах устанавливается, что торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.

Аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке: а) аукцион ведет аукционист; б) аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, шага аукциона и порядка проведения аукциона. Шаг аукциона устанавливается в размере от 1 до 5% начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона; в) участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок либо заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы; г) каждую последующую цену или размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущей цены или размера арендной платы на шаг аукциона. После объявления очередной цены или размера арендной платы аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену или размер арендной платы в соответствии с шагом аукциона; д) при отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену или размер арендной платы три раза. Если после троекратного объявления очередной цены или размера арендной платы ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним; е) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды, называет цену проданного земельного участка или размер арендной платы и номер билета победителя аукциона.

Конкурс или аукцион, закрытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:

а) организатор торгов принимает предложения от участников торгов, которые пожелали представить их непосредственно перед началом проведения торгов. Организатор торгов разъясняет участникам торгов их право на представление других предложений непосредственно до начала проведения торгов. На торгах рассматривается предложение, которое участник торгов подал последним;

б) перед вскрытием запечатанных конвертов с предложениями в установленные в извещении о проведении торгов день и час организатор торгов проверяет их целость, что фиксируется в протоколе о результатах торгов.

При вскрытии конвертов и оглашении предложений, помимо участника торгов, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники торгов или их представители, имеющие доверенность, а также с разрешения организатора торгов представители средств массовой информации.

Предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником торгов (его представителем). Цена или размер арендной платы указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указаны разные цены или размеры арендной платы, организатор торгов принимает во внимание цену или размер арендной платы, указанные прописью. Предложения, содержащие цену или размер арендной платы ниже начальных, не рассматриваются;

в) победителем конкурса признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы при условии выполнения таким победителем условий конкурса, а победителем аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, - участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы.

При равенстве предложений победителем признается тот участник торгов, чья заявка была подана раньше;

г) организатор торгов объявляет о принятом решении в месте и в день проведения торгов, а также письменно извещает в пятидневный срок всех участников торгов о принятом решении.

Результаты торгов, согласно упомянутым Правилам, оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов.

Протокол о результатах торгов составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются: а) регистрационный номер предмета торгов; б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; в) предложения участников торгов; г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы; е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа); ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).

Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола.

Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.

Последствия уклонения победителя торгов и организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя: а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; б) наименование организатора торгов; в) имя (наименование) победителя торгов; г) местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.

Правилами специально указывается также и на то, что торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если: а) в торгах участвовало менее двух участников; б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет; в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем; г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить шаг аукциона не более чем на 15% без проведения повторной оценки. В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, шаг аукциона могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.

5 - 6. Организация и проведение аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения участков в целях жилищного строительства основаны на специальных положениях ст. ст. 38.1, 38.2 ЗК, введенных с принятием Градостроительного кодекса (см. комментарии к этим статьям). К отношениям, не урегулированным специальными нормами по организации и проведению торгов, в указанных случаях применяются нормы комментируемой статьи и нормы ГК.

Комментарии и консультации юристов по ст 38 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 38 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.