Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;порче земель;невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

3) подпункт утратил силу с 1 апреля 2015 года - Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.(Статья в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 123-ФЗ.

Комментарий к статье 45 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. 53 ЗК РФ (в случае отказа от права), ст. 55 ЗК РФ (в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд), ст. ст. 284, 285 и 286 ГК РФ, абз. 1 ст. 42 и ст. 54 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 101-ФЗ (в случае изъятия земельных участков при ненадлежащем использовании).

Пункт 1 ст. 45 ЗК РФ предусматривает такое основание прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, как отказ. Пункты 3, 3.1 и 4 ст. 53 ЗК РФ детально регламентируют порядок отказа граждан и юридических лиц от указанных видов. В отличие от процедуры отказа от права собственности граждане и юридические лица обращаются с соответствующими заявлениями в исполнительные органы государственной власти (в Территориальное управление Росимущества по субъекту РФ или в правительство субъекта РФ) или исполнительный орган местного самоуправления, как правило, в комитет по управлению муниципальным имуществом или комитет по управлению земельными ресурсами; иногда в комитет по земельным и имущественным отношениям. В Санкт-Петербурге это Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга <443>, а в Москве - Департамент городского имущества г. Москвы <444>.

--------------------------------
<443> Положение о Комитете по управлению городским имуществом утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1589 // //gov.spb.ru/law?d&nd=8401621&nh=1 (дата обращения: 03.02.2014).
<444> Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте имущества города" // //dgi.mos.ru/about/polozhenie_o_departamente/Положение%20Департамента.pdf (дата обращения: 03.02.2014).

В соответствии с правилом п. 4 ст. 53 ЗК РФ основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. И если ранее в ЕГРП не вносились записи об указанных видах права, то и датой их прекращения согласно положению абз. 1 п. 5 ст. 53 ЗК РФ будет дата принятия соответствующего решения. Если же такая запись в ЕГРП вносилась, то гражданину или юридическому лиц нет необходимости обращаться в Росреестр, поскольку такая обязанность возложена на собственника земельного участка (абз. 2 п. 5 ст. 53 ЗК РФ).

Суды, разбирая споры по поводу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, обращают особое внимание на способ волеизъявления правообладателя, на то, действительно ли по форме и содержанию был выражен отказ. Приведем в качестве иллюстрации материалы дела, которое рассматривалось в 2013 г. ФАС ЗСО. Ишимскому опытно-показательному хозяйству Ишимского района Тюменской области в бессрочное бесплатное пользование был предоставлен земельный участок в 13888 га; право подтверждено государственным актом А-I N 389275 от 22.10.1982. Письмом от 06.05.2011 N 2777 администрация города Ишима обратилась к предприятию с просьбой об изъятии земельного участка площадью 12,55 га с возмещением убытков сельскохозяйственного производства. Россельхозакадемия после обращения к ней предприятия за разрешением согласилась на изъятие земельного участка площадью 12,08 га для строительства полигона твердых бытовых отходов в Дымковском сельском поселении Ишимского района Тюменской области в установленном законом порядке на условиях компенсации. При этом Россельхозакадемия письмом обязала предприятие согласовать в Управлении Росимущества в Тюменской области возможность выделения через изъятие указанного земельного участка для нужд администрации города Ишима, а затем направить в Россельхозакадемию ходатайство для получения согласия на изъятие земли для муниципальных нужд с возмещением убытков в соответствии с действующим законодательством. Письмом от 02.12.2011 N 480 предприятие информировало Управление о своем согласии на изъятие из своего землепользования земельного участка площадью 12,08 га и на раздел исходного земельного участка. 13.02.2013 Управлением издано распоряжение N 22/03 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411", в соответствии с которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанный земельный участок.

Суды, рассматривая дело, пришли к обоснованному выводу об отсутствии волеизъявления Ишимского опытно-показательного хозяйства на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования. При этом доказательств наличия оснований для прекращения такого права, установленных законом, Управлением не представлено. С заявлением, предусмотренным ст. 53 ЗК РФ, предприятие не обращалось. Таким образом, заключили суды, письмо от 02.12.2011 N 480 не может в силу ст. 68 АПК РФ являться доказательством надлежащего заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, заявленным в порядке п. 1 ст. 45 ЗК РФ <445>.

--------------------------------
<445> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2013 N А70-3082/2013 // СПС "КП".

Субъекты РФ и органы местного самоуправления с целью упорядочения процедуры прекращения права при наличии заявлений правообладателей об отказе от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком принимают специальные регламенты, которые устанавливают процедуру прекращения либо одного из указанных видов права <446>, либо обоих сразу <447>.

--------------------------------
<446> Административный регламент Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в случаях, когда принятие решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования отнесено к компетенции Комитета (утв. распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 N 1995-рк) // СПС "КП"; В Кингисеппе: Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком" (утв. администрацией муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 26.08.2012 N 1340) // СПС "КП".
<447> В поселке Палех ИО: Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя" (утв. Постановлением администрации Палехского муниципального района от 06.09.2013 N 539-п) // СПС "КП"; в г. Петушки ВО: Административный регламент предоставления комитетом по управлению имуществом Петушинского района муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком" (утв. Постановлением администрации Петушинского района от 05.04.2013 N 770) // СПС "КП".

Пункт 2 ст. 45 ЗК РФ предусматривает принудительное прекращение права на земельные участки. Применяя комментируемый пункт, необходимо иметь в виду, что основные его положения законодатель "позаимствовал" из ГК РФ. Так, абз. 2 п. 2 ст. 45 ЗК РФ воспроизводит ст. 285 ГК РФ за исключением слов "Земельный участок может быть изъят у собственника, если.". Правило абзаца 5 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.) за исключением слов "Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок." основывается на ст. 284 ГК РФ. Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК РФ.

Признаки неиспользования земельных участков в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 <448> только для земельных участков сельскохозяйственного назначения:

--------------------------------
<448> Российская газета. 2012. 28 апреля. N 5768.

- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

- на сенокосах не производится сенокошение;

- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

- на пастбищах не производится выпас скота;

- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Основания прекращения права, установленные абз. 2, 3 и 4 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ носят оригинальный характер и в несколько видоизмененном виде дошли до нас от первоначальной редакции комментируемой статьи. Все три указанных абзаца ст. 45 ЗК РФ так или иначе по смыслу связаны с положениями п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона N 101-ФЗ.

В подп. 2 п. 2 ст. 45 ЗК РФ приведено такое основание прекращения права, как изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ, а в подп. 3 п. 2 этой же статьи указаны "иные предусмотренные федеральным законом случаи".

Пункт 3 комментируемой статьи в вопросе о порядке прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 отсылает к ст. 54 ЗК РФ (см. наш комментарий к ст. 54 ЗК РФ).

Также нельзя не обратить внимание правообладателей на то обстоятельство, что судебная практика выявила несколько ключевых проблем, которые время от времени возникают в различных субъекта РФ. Серди них: несоблюдение процедуры принудительного прекращения права; отсутствие оснований для прекращения прав - отсутствие заявлений от правообладателей и обращений в суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 53 и 54 ЗК РФ; коллизия между положениями ст. ст. 36 и 45 ЗК РФ; сложность доказывания наличия государственных или муниципальных нужд.

Суды, рассматривающие обращения исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления с заявлениями о прекращении права бессрочного пользования, внимательно относятся к несоблюдению заявителями процедуры принудительного прекращения права. Так, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Стройсервис" о прекращении права бессрочного пользования земельным участком и об обязании ответчика освободить данный земельный участок и передать его по акту приема-передачи. Заявление мотивировано тем, что обязательства по строительству производственной базы ответчиком не исполнены, земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, поэтому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит принудительному прекращению. Суд установил, что истцом не соблюдена процедура принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; в материалы дела не представлены какие-либо документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение в его адрес предупреждения о допущенных земельных правонарушениях. В подтверждение исковых требований истец ссылается лишь на акт обследования земельного участка от 18.04.2008, составленный комиссией комитета по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами, в котором указано на неиспользование земельного участка по целевому назначению.

Вместе с тем в материалах дела имеется акт проверки соблюдения земельного законодательства от 18.04.2008, составленный Управлением Роснедвижимости по НО, уполномоченным по осуществлению государственного земельного контроля, из которого следует, что на земельном участке, используемом ООО "Стройсервис", нарушений земельного законодательства не выявлено. При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований <449>.

--------------------------------
<449> Решение АС Нижегородской области от 21.01.2010 по делу N А43-5001/2008-12-248 // СПС "КП".

При рассмотрении дел о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком судам приходится сталкиваться с коллизией ст. 36 (принцип исключительности права на приватизацию земельного участка) и ст. 45 ЗК РФ. Требования о прекращении права исходят от собственников объектов недвижимости, которые просят суд признать незаконными отказы органов местного самоуправления предоставить им в аренду прекратить право постоянного (бессрочного) пользования у учреждений. ФАС ПО в Постановлении от 11.06.2013 по делу N А57-2541/2011 указал, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 12955/11 <450>. ФАС ВВО от 16.04.2007 N А39-8066/2005-239/16 признал правомерным зарегистрированное за организацией право аренды земельного участка, указав, что передача земельного участка по договору аренды собственнику вновь построенной на нем автозаправочной станции не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в силу ст. 45 ЗК РФ <451>.

--------------------------------
<450> СПС "КП".
<451> СПС "КП".

В тех случаях, когда орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, прекращая право постоянного (бессрочного) пользования, суды признают такие решения недействительными, если правообладатель не отказывался от своего права на земельный участок, а также решение суда о принудительном прекращении такого права не представлено <452>.

--------------------------------
<452> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 по делу N А31-8792/2005-12 // СПС "КП"; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу N А19-18266/09 // СПС "КП".

Другой комментарий к статье 45 Земельного Кодекса РФ

1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.

Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.

В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.

Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику - Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.

2 - 3. Пунктом 2 (подп. 1 - 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.

Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.

ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее - Администрация) - на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации "Товарищество домовладельцев "Н" (далее - Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 3995 кв. м.

Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.

В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.

Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.

Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.

Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.

В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.

С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обеспечения определенных публичных интересов.

Комментарии и консультации юристов по ст 45 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 45 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.