Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

1. Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Комментарий к статье 47 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи является частью немногочисленной группы норм в составе института "безвозмездное срочное пользование земельным участком". Институт представлен двумя "целыми" статьями ЗК РФ: ст. 47 ЗК РФ и ст. 24 ЗК РФ, а также п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 (в этом пункте содержится отсылка к подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ), абз. 4 п. 1 ст. 36, отдельным статьям в ЛК РФ и Законе N 101-ФЗ. К указанным нормам следует отнести и раздел III Положения в Приказе МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" <453>, Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 года N 850 "Об утверждении Положения о государственной лесной охране Российской Федерации" <454> (п. 24 - должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране выделяются служебные наделы (пахотная земля и сенокосы)). Наконец, рассматриваемому виду права на землю целиком посвящен такой нормативный акт советского периода, как Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 N 369 "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов" <455> (Постановление Совмина N 369).

--------------------------------
<453> Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848 // СПС "КП".
<454> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3896.
<455> Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. Ст. 112. Текст нормативного акта включен также в базу СПС "КП".

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком - институт исключительно земельного права и в ГК РФ мы не найдем норм, которые корреспондировали бы со ст. ст. 24 и 47 ЗК РФ.

Применяя положения комментируемой статьи, необходимо иметь в виду, во-первых, правило абз. 1 п. 2 ст. 24 ЗК РФ: служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Во-вторых, - правило абз. 3 п. 2 ст. 24 ЗК РФ, согласно которому служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Согласно приложению N 2 к Постановлению Совмина N 369 служебные земельные наделы предоставлялись 9 категориям линейных работников автомобильных дорог и 39 категориям линейных работников железнодорожного транспорта. Вместе с гражданами, которым были предоставлены служебные земельные наделы на землях лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного и охотничьего хозяйства, это значительная группа населения. Право на передачу в срочное пользование земельных участков в полосе отвода было предусмотрено также Положением о землях транспорта (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24 <456>). Согласно пункту 6 этого Положения предприятия, учреждения, организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов.

--------------------------------
<456> СП СССР. 1981. N 5. Ст. 25. Фактически утратило силу с момента вступления в силу ЗК РФ 29 октября 2001 г., с момента первой публикации.

Земли транспорта также могли быть предоставлены во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

На земельных участках гражданами также возводились жилые и нежилые строения. Отводились земельные участки и под личное подсобное хозяйство.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается как по основаниям, которые прямо указаны в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 47 ЗК РФ, а также в связи с добровольным отказом пользователя от земельного участка.

Пункты 3 и 4 ст. 47 ЗК РФ предусматривают исключения из правила п. 1 комментируемой статьи, которые не нуждаются в отдельном комментарии.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает прекращение права безвозмездного срочного пользования земельным участком на основании решения организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Причем такая организация не обязательно должна являться собственником земельного участка. От имени собственника вправе выступать только исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, если речь идет о землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также граждане или юридические лица, если такие земельные участки принадлежат им на праве собственности. Публичные юридические лица прекращают право на основании решения (индивидуального ненормативного акта), организации - ФГУ (лесхозы) или ФГУП, бюджетные учреждения (государственные природные заповедники), организации, аффилированные с ОАО "РЖД", - на основании решения ненормативного характера или приказа. Физические и юридические лица прекращают право безвозмездного срочного пользования земельным участком путем расторжения соответствующего договора.

В отношениях по поводу пользования служебным наделом встречаются и случаи расторжения договоров срочного пользования в судебном порядке, которые заключались с целью, например, служебного проживания, связанного с охраной лесов. Основанием расторжения такого договора в судебном порядке является распоряжение земельным участком учреждением (организацией), которое не является его собственником <457>.

--------------------------------
<457> Постановление Президиума Московского областного суда по делу N 44г-***/10 по иску Раменского городского прокурора в интересах государства и общества к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО, Управлению лесного хозяйства по г. Москве и МО, Б.К.В. о признании недействительным договора пользования служебным наделом земли, обязании освободить земельный участок, о признании недействительными зарегистрированного права собственности, записи регистрации, аннулировании записи о регистрации права собственности, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности, обязании снести самовольно построенный объект недвижимости // СПС "КП".

Определенную проблему представляет прекращение фактического пользования бывшим служебным наделом без законных оснований лицами, на которых не распространяется исключения, предусмотренные п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК РФ. Особенно это касается участков в составе земель лесного фонда. Зачастую пользователи пытаются зарегистрировать право собственности на такие земельные участки в порядке, который предусмотрен ст. 36 ЗК РФ, возведя на них жилые дома и хозяйственные постройки <458>. В таких случаях прекращение фактического пользования бывшим служебным наделом происходит путем обращения в суд с виндикационным иском в соответствии со ст. ст. 301 и 302 ГК РФ. В состав требований может включаться также и требование о сносе построенных объектов недвижимости <459>.

--------------------------------
<458> Определение Московского областного суда от 22.01.2013 по делу N 33-26877 // СПС "КП"; Определение Московского областного суда от 18.12.2012 по делу N 33-24578/2012 // Там же.
<459> Определение Московского областного суда от 19.03.2013 по делу N 33-3569/2013 // СПС "КП".

Другой комментарий к статье 47 Земельного Кодекса РФ

1. В случае если право безвозмездного срочного пользования возникло на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления, прекращение использования земельного участка на основании этого права наступает по истечении срока, установленного в данном акте.

Что же касается использования земельного участка на основе права безвозмездного срочного пользования в силу договора между гражданами или юридическими лицами, то по истечении срока, указанного в договоре, по соглашению сторон либо прекращаются отношения по использованию, либо возобновляются на новый срок. При этом, если пользователь по истечении срока использования участка продолжает его использовать, а лицо, предоставившее участок, не потребовало прекращения такого использования, договор продолжает свое действие. При этом любая из сторон может потребовать прекращения договора.

Комментируемой статьей устанавливается также требование прекращения, в том числе досрочно, пользования земельным участком в случае нарушения пользователем общих требований земельного законодательства об охране и использовании земельного участка. А именно если пользователь использует земельный участок не по целевому назначению, а также способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Право безвозмездного срочного пользования может быть прекращено также при неустранении земельных правонарушений, если эти правонарушения совершены умышленно.

2. Весьма важными нормами Кодекса являются нормы комментируемой статьи, устанавливающие правила прекращения прав на служебный земельный надел, а также основания сохранения прав на него.

При этом осталось неизменным положение, согласно которому права на земельный надел прекращались с прекращением трудовых отношений обладателя прав на земельный надел с предоставившим его работодателем. Трудовые отношения прекращаются на основаниях, предусмотренных трудовым законодательством.

В отношении реализации ст. 47 ЗК Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения <1>.

--------------------------------
<1> Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25 // СПС "КП".

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала в том числе по следующим основаниям.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.

В ст. 24 ЗК определен порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи. Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 этой статьи.

Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

В силу п. 4 ст. 47 ЗК право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или при поступлении на учебу.

При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или в случае поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по ст. 80 ТК <1>.

--------------------------------
<1> Примеч. ред.: в настоящее время в случае призыва работника на военную службу или направления его на альтернативную гражданскую службу трудовой договор подлежит прекращению по ст. 83 ТК.

В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие "военная служба" исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.

В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены и проходящие альтернативную гражданскую службу.

В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 ЗК.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края - без удовлетворения.

3. Основания сохранения за гражданином права на служебный земельный надел после прекращения трудовых отношений, как следует из содержания п. 3 комментируемой статьи, связаны с утратой работником-пользователем трудоспособности.

4. По общему правилу ближайшими членами семьи являются супруги, дети, родители. В состав членов семьи могут быть включены и иные родственники. Комментируемой статьей не установлены приоритеты или очередность приобретения прав на земельный надел. В связи с этим следует предположить, что члены семьи могут определить правопреемника по своему усмотрению.

5. Право на земельный надел оформляется приказом работодателя - руководителя организации или предпринимателя, нанявшего пользователя земельного участка на работу. Следует признать, что действие п. 5 комментируемой статьи затруднено в случае, если работодателем является руководитель организации, использующей земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку такой пользователь согласно ст. 20 ЗК лишен права распоряжения земельным участком.

6. Следует заметить, что, поскольку сельскохозяйственные работы на земельном участке имеют сезонный характер и могут не прекращаться в течение всего года, право пользования служебным наделом прекращается, как представляется, после снятия последнего урожая.

Комментарии и консультации юристов по ст 47 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 47 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.