Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ.

5. Пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)(Статья в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 123-ФЗ.

Комментарий к статье 54 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. ст. 284, 285 и 286 ГК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, которые так или иначе регулируют основания и порядок изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании.

Пункт 1 комментируемой статьи во взаимосвязи с подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ предусматривает принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи судебному разбирательству предшествует назначение административного наказания и выдача предписания об устранения ненадлежащего использования земельного участка. Такими правами наделены должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов (Управления Росреестра по субъектам РФ), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов (Управления Россельхознадзора по субъекту или субъектам РФ). Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители имеют право:

а) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;

б) выносить по форме согласно приложению [к Постановлению N 689] предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

г) вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В РФ органы местного самоуправления, сохранив право муниципального контроля над исполнением требований земельного законодательства, а также прокуратура выявляют случаи ненадлежащего использования, направляют материалы в Управление Росреестра (прокурор направляет представление об устранении нарушений законодательства и требует принять меры к устранению выявленных нарушений), которое осуществляет, в частности, контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства. Инспектор Росреестра, проведя выездную проверку и обнаружив нарушения законодательства, возбуждает дело об административном правонарушении, привлекает землепользователя или землевладельца к административной ответственности в виде наложения административного взыскания за нарушение земельного законодательства (нецелевое использование земельного участка) и выдает предписание устранить ненадлежащее использование земельного участка в течение определенного срока.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по субъекту или субъектам РФ проводит проверки по собственной инициативе, уведомив об этом правообладателя. Проверка осуществляется в соответствии с приказом органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки. Проверка проводится с целью, например, "надзора за обеспечением соблюдения гражданкой С.Н., владеющей и пользующейся земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:16:010505:194 в Савинском муниципальном районе ИО, обязательных требований в части охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения, на основании плана проверок отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям на 2014 г." <477>.

--------------------------------
<477> Уведомление о проведении планового мероприятия по надзору от 11.02.2014 N 04и-16-86/224 Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям; Приказ от 07.02.2014 N 171 Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям // Личный архив Савенко Г.В.

Правило пункта 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из правила, установленного п. 1 ст. 54 ЗК РФ. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений) осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местной власти об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка) без дальнейшего обращения в суд. Такая урезанная процедура объясняется статусом учреждений.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ). Собственнику государственного или муниципального учреждения, таким образом, нет нужды обращаться в суд с заявлением об изъятии земельного участка, так как он является либо собственником земельного участка, либо ему принадлежит право распоряжения таким земельным участком.

Законодатель в пункте 2 ст. 54 ЗК РФ делает оговорку "за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений" в связи с особым статусом указанных лиц. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <478> Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук.

--------------------------------
<478> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования п. 2 ст. 54 ЗК РФ предусмотрено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Абзац 3 п. 4 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <479> предусматривает, что государственные бюджетные учреждения, являющиеся государственными академиями наук, вправе осуществлять от имени РФ полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами <480>.

--------------------------------
<479> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<480> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2007. N 1. Ст. 37; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 30. Ст. 4587.

Особенности статуса государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений не позволяют, таким образом, в отношении их применять упрощенную (одноэтапную) процедуру изъятия земельного участка без обращения в суд.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с п. 2 настоящей статьи устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании <481>. Правила вступили в силу с 1 января 2014 г. Решение об изъятии земельного участка принимается:

--------------------------------
<481> СЗ РФ. 2013. N 38. Ст. 4832.

а) в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования;

б) на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти:

предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;

акт проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения;

иные документы, связанные с результатами проверки выполнения указанного предписания;

в) в 2-месячный срок со дня поступления копий документов, указанных в подп. "б" настоящего пункта, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка содержит:

а) основание для изъятия земельного участка;

б) наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению;

в) кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.

Пункты 4, 5 и 6 ст. 54 ЗК РФ устанавливают последовательность действий в случае выявления нарушений требований земельного законодательства. Если правообладателями не являются государственные академии наук, созданные такими академиями наук и (или) подведомственные им учреждения, то п. 6 предусматривает направление в суд требования об изъятии земельного участка. "Направление требования в суд" следует понимать как обращение в суд с исковым заявлением об изъятии земельного участка по основаниям и в порядке, которые установлены подп. 1 п. 2 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 54 ЗК РФ.

Правила п. п. 7 и 6 ст. 54 ЗК РФ обращены к исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления и их обязанности обеспечить государственную прекращения права или сообщения о принятом ими решении о прекращении соответствующего права в налоговый и кадастровый органы.

Пункт 9 ст. 54 ЗК РФ предусматривает обжалование в судебном порядке решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка. Землепользователь или землевладелец в данном случае может использовать такой способ защиты нарушенного права, как обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Причем важно учитывать, что в этом случае граждане и юридические лица обжалуют в суде акт индивидуального характера, то есть ненормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц <482>. Граждане обращаются в суд в порядке, который предусмотрен главой 25 ГПК РФ, а юридические лица - в соответствии с главой 24 АПК РФ. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Такое же, по сути, правило установлено и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

--------------------------------
<482> Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2011 г. по делу N 04АП-5428/2010 // СПС "КП".

Другой комментарий к статье 54 Земельного Кодекса РФ

1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 - 286).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:

- уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

- самовольная переуступка права пользования землей;

- самовольный обмен земельного участка;

- проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

- сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

- уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

- использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.

Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о допущенном земельном правонарушении <*>

--------------------------------
<*> Не приводится.

4 - 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ "С" для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.

На основании протокола общего собрания АООТ "С" от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ "С" перерегистрировано в ОАО "С", что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.

Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.

Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. п. 3, 4 ст. 54 ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 Кодекса и предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать: 1) указание на допущенное земельное правонарушение; 2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; 3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; 4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; 5) иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК.

На основе исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств судами установлено, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Учитывая изложенное, выводы судов о том, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования, основаны на правильном применении указанных норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований администрации города Абакана.

Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами положений ст. 54 ЗК не были приняты судом кассационной инстанции, поскольку они не основаны на правильном толковании указанных норм материального права.

6. Возмещение причиненного виновным лицом вреда осуществляется в соответствии со ст. 76 ЗК и гражданским законодательством. Так, п. 1 ст. 76 ЗК устанавливает, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В то же время следует иметь в виду, что ГК обращается к категории "возмещение вреда" преимущественно при осуществлении возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. В случае наступления негативных последствий в связи с неправомерным использованием имущества или осуществлением сделки ГК обращается к категории "возмещение ущерба" (или убытков). При этом возмещение убытков рассматривается как один из способов защиты нарушенного права. Согласно п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

7. Решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

Комментарии и консультации юристов по ст 54 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 54 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.