Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
4. Пункт утратил силу с 17 мая 2008 года - Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.

5. Пункт утратил силу с 17 мая 2008 года - Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 69 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землеустройство может осуществляться в инициативном порядке. Землеустройство может проводиться по инициативе:

а) уполномоченных исполнительных органов государственной власти;

б) органов местного самоуправления;

в) собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев;

г) или по решению суда.

Полагаю, что уточняющими процедуру инициирования землеустроительных мероприятий являются положения ст. 4 Закона N 78-ФЗ, согласно которым основаниями проведения землеустройства являются:

а) решения федеральных органов государственной власти;

б) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

в) договоры о проведении землеустройства;

г) судебные решения.

Особое значение, на наш взгляд, имеет закрепление в Законе о землеустройстве полномочий Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, полномочиями по регулированию производства землеустройства наделяется не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся: установление порядка проведения землеустройства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации; организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства; разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства и др. (их перечень остается открытым).

Российская Федерация через принятие законодательных актов определяет "основные параметры" землеустройства (цели, принципы, организация землеустроительного процесса, статус (права, обязанности и ответственность) участников землеустроительной деятельности), реализует установленный порядок через деятельность органов исполнительной власти и через деятельность правоохранительных органов, в том числе органов правосудия, охраняет установленный порядок проведения землеустройства.

Субъекты Российской Федерации, имея наряду с самой Российской Федерацией полномочия по природопользованию и охране окружающей среды (п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), регулированию земельных отношений (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституция РФ), должны "вписаться" в порядок, установленный Федерацией: нормативные правовые акты, принимаемые на региональном уровне, а также деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормам.

Российская Федерация координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства. Органы власти в свою очередь обязаны защищать интересы физических лиц, собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Федеративное устройство Российского государства, а также существование в России местного самоуправления обусловили особое значение координационной функции при производстве землеустройства. Роль координатора и организатора взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов отводится, очевидно, федеральному центру, который реализует соответствующие полномочия через деятельность компетентных органов исполнительной власти.

В п. 2 комментируемой статьи закреплено, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. ст. 30, 34 и др.) и иными федеральными законами, к числу которых и относится Закон N 78-ФЗ. В ст. 3 Закона N 78-ФЗ содержится перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным.

В обязательном порядке землеустройство проводится при изменении границ объектов землеустройства, то есть при изменении:

- границ территории субъектов Российской Федерации;

- границ территории муниципальных образований;

- границ территории населенных пунктов;

- границ территориальных зон;

- границ зон с особыми условиями использования территорий, а также части вышеуказанных территорий и зон.

Проведение землеустройства обязательно также в случаях, связанных с его природоохранной функцией. В этом случае землеустройство выступает важной организационно-технической гарантией охраны земель - мероприятий, направленных на рациональное использование земельного фонда, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель предполагает предотвращение, выявление и устранение деградации земель, то есть "процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель" (п. 2.1.1 Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель <586> (далее - Методические рекомендации)).

--------------------------------
<586> Письмо Роскомзема от 27 марта 1995 года N 3-15/582 // СПС "КП".

Производство землеустройства является обязательным в случаях, когда выявляются:

а) нарушенные земли, то есть участки земли, на которых в результате хозяйственной деятельности человека уничтожена растительность, разрушен почвенный покров, изменены гидрологический режим и рельеф местности. Нарушения земель - разновидность технологической (эксплуатационной) деградации, под которой понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель. В Методических рекомендациях нарушение земель определяется как механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (ГОСТ 17.5.1.01-83) <587>;

--------------------------------
<587> Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13 декабря 1983 года N 5854) // СПС "КП".

б) земли, подверженные водной и ветровой эрозии. Эрозия - один из наиболее существенных типов деградации земель, заключается в разрушении почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала (п. 2.1.6 Методических рекомендаций). Эрозия почвы ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях. Различают водную эрозию, то есть процесс разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами, и ветровую эрозию (дефляцию, выдувание), то есть процесс разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром;

в) земли, подверженные селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению;

г) земли, подверженные загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Обязательный характер землеустройства предусматривается и в случае проведения мероприятий по восстановлению и консервации <588> земель, рекультивации <589> нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

--------------------------------
<588> Консервация - временное исключение земель из хозяйственного оборота, осуществляемое для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению.
<589> Рекультивация земель - искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т.д. Рекультивация земель включает восстановление рельефа (засыпку оврагов, карьеров, уничтожение отвалов горных пород и т.д.), восстановление почв и растительности, лесовосстановление, создание новых ландшафтов.

Таким образом, при проведении мероприятий по охране земель землеустройство производится в обязательном порядке. Так, например, в соответствии с п. 7 Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года N 830) <590> на основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

--------------------------------
<590> СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Согласно п. 3 комментируемой статьи сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Пункты 4 - 5 комментируемой статьи утратили силу.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если только ограничения или запреты не содержатся в иных федеральных законах, установленные с целью защиты, например, памятников истории и культуры народов Российской Федерации (п. 6 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 7 комментируемой статьи порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2 Закона N 78-ФЗ корреспондирует с п. 7 ст. 69 ЗК РФ. При этом формулировка, содержащаяся в Законе о землеустройстве, является более точной, поскольку соответствующая норма ЗК РФ не включает в круг источников правового регулирования отношений по проведению землеустройства подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Минэкономразвития России: "Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (п. 7 ст. 69 ЗК РФ).

Система источников включает в себя два уровня: федеральный и региональный (субъекта Российской Федерации). Такая структура предопределена конституционной нормой, в соответствии с которой земельное законодательство отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный уровень правового регулирования включает в себя два блока: законодательный (федеральные законы, в том числе кодексы) и подзаконный (нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти).

Особенностью законодательного регулирования отношений по землеустройству является практика "нормативного дублирования": схожие, а иногда и практически совпадающие нормы содержатся в нескольких законодательных актах (например, определение землеустройства приводится в ст. 1 Закона N 78-ФЗ и воспроизводится в ст. 68 ЗК РФ).

Базовым законом, принятым специально для регулирования всего комплекса отношений по землеустройству, является Закон N 78-ФЗ. В нем закреплены основные начала (принципы) и цели проведения землеустройства, соответствующая нормативно-правовая база, механизм государственного регулирования проведения землеустройства, процедурные вопросы проведения землеустроительных мероприятий, система землеустроительной документации, а также обозначены вопросы ответственности за нарушение законодательства о землеустройстве.

Закон N 78-ФЗ содержит ряд бланкетных, отсылочных норм и предполагает обращение к другим источникам правового регулирования отношений по проведению землеустройства. В отдельных случаях Закон N 78-ФЗ предписывает органам исполнительной власти (Правительству Российской Федерации) принятие подзаконного акта по конкретному вопросу проведения землеустройства.

Наряду с Законом N 78-ФЗ нормы, регламентирующие отдельные аспекты проведения землеустройства, могут содержаться и в других актах земельного законодательства, а также в "непрофильных" законах (то есть законах, принятых для регулирования иных отношений).

Среди актов земельного законодательства в этой связи следует выделить:

Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <591>;

--------------------------------
<591> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3018.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <592>;

--------------------------------
<592> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5276.

Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <593>.

--------------------------------
<593> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.

Нормы, регулирующие те или иные аспекты землеустроительного процесса, содержатся, помимо ЗК РФ, в ряде других кодифицированных актов: ГрК РФ <594>; ЛК РФ <595>.

--------------------------------
<594> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.
<595> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Особое место в системе источников права занимает Закон N 221-ФЗ <596>, с принятием которого был установлен единый порядок формирования объектов недвижимости, в том числе земельных участков, проведения их учета, а также ведения единого кадастра недвижимости. Создание государственного кадастра недвижимости приведет к тому, что все строения будут неразрывно связаны с земельными участками, на которых они располагаются.

--------------------------------
<596> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Нормы, регулирующие производство землеустройства, часто встречаются в законодательных источниках экологического права - Законе N 7-ФЗ <597>, Законе об особо охраняемых природных территориях <598>, от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <599> и др.

--------------------------------
<597> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
<598> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
<599> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

Отдельные законодательные нормы, регулирующие отношения, которые прямо или опосредованно касаются производства землеустройства, рассредоточены по большому количеству "непрофильных" законов. Так, например, вопросы организации и проведения работ по землеустройству становятся предметом регулирования в Федеральных законах от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др.

Подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне, - это нормативные правовые акты, принимаемые в развитие и во исполнение федеральных законов Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

После принятия ЗК РФ и иных актов земельного законодательства указы Президента Российской Федерации перестали играть ту роль, которая им отводилась на начальном этапе земельной реформы. Они уже больше не выполняют функцию заполнения нормативно-правового вакуума в условиях отсутствия законодательных предписаний по вопросам земельных отношений. В то же время следует отметить, что они остаются источником земельного права, о чем свидетельствует п. 1 ст. 2 ЗК РФ: "Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам".

На подзаконном уровне эффективным регулятором отношений по производству землеустройства становится Правительство Российской Федерации, которое принимает постановления в силу предписания законодательного акта или исходя из необходимости более детального регламентирования данной сферы общественных отношений (Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1061 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства" <600>, от 11 июля 2002 года N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" <601>, от 29 декабря 2008 года N 1061 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства" <602>, от 12 июля 1993 года N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" <603> и др.).

--------------------------------
<600> СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
<601> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2870.
<602> СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
<603> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 29. Ст. 2686.

Нормативные правовые акты, регламентирующие производство землеустройства, могут приниматься также федеральными органами исполнительной власти. Административная реформа в Российской Федерации привела к неоднократным изменениям и трансформациям организационной основы государственного регулирования землеустройства. Упразднялись прежние и создавались новые государственные органы, наделенные полномочиями по нормативно-правовому регулированию производства землеустройства. Это в конечном итоге привело к тому, что в настоящее время продолжают действовать в порядке юридического переживания нормативные правовые акты по землеустройству, принятые уже не существующими государственными органами либо органами, которые в ходе административной реформы были лишены полномочий по нормативно-правовому регулированию (Роскомзем, Госкомзем, Минприроды России, Росземкадастр и др.).

Региональный уровень правового регулирования, так же как и федеральный, включает в себя два блока: законодательный (федеральные законы, в том числе кодексы) и подзаконный (нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти).

Нормы, регулирующие производство землеустройства, могут содержаться в актах земельного законодательства, в актах "смежного" (лесного, экологического и т.д.) и даже "непрофильного" законодательства.

В 2000-е годы наметилась тенденция, в соответствии с которой законы о землеустройстве утрачивали силу в связи с принятием иных актов земельного законодательства, включивших в себя нормы по землеустройству.

Нормы, регулирующие производство землеустройства, содержатся не только в актах специального законодательства о землеустройстве, но и в актах земельного законодательства. Отдельные вопросы производства землеустройства становятся предметом регулирования базовыми актами земельного законодательства - земельными кодексами, законами о земле. Они могут регулироваться также законодательными актами, регламентирующими отдельные аспекты земельных отношений: оборот земель сельскохозяйственного назначения, перевод земель из одной категории в другую, обеспечение почвенного плодородия земель и т.д.

Нормы, регулирующие производство землеустройства в субъектах Российской Федерации, содержатся не только в региональных актах земельного законодательства. Их можно обнаружить в актах лесного, градостроительного, экологического и иных смежных и "непрофильных" отраслях законодательства.

Во исполнение и в развитие норм региональных законодательных актов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают нормативные акты, которые также входят в систему источников правового регулирования отношений по производству землеустройства.

Такие нормативные акты могут приниматься органами общей компетенции субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты по землеустройству могут принимать региональные органы исполнительной власти специальной компетенции - комитеты, департаменты по земельным ресурсам и землеустройству и т.д.

Другой комментарий к статье 69 Земельного Кодекса РФ

1. Согласно ст. 9 Кодекса государственное управление в области землеустройства является полномочием Российской Федерации. Федеральный закон "О землеустройстве", обращаясь к полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства, определяет, что к таким полномочиям относятся: установление порядка проведения землеустройства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации; организация и осуществление контроля за проведением землеустройства; разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства; другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Самостоятельной государственной функцией является контроль за проведением землеустройства. Порядок контроля за проведением землеустройства определяется Правительством РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О землеустройстве" основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

2. Исходя из положений ст. 3 ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

- изменения границ объектов землеустройства;

- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

3. Особое значение для обеспечения всех заинтересованных лиц информацией должен иметь государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, определенных упомянутым ФЗ "О землеустройстве" (см. комментарий к ст. 68 ЗК). Фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства (далее - документы).

Централизованный учет документов фонда данных и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации, обеспечению сохранности документов и совершенствованию их структуры, обеспечению совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются в порядке, устанавливаемом Роснедвижимостью.

Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к Архивному фонду РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об архивном фонде и архивах.

Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к ведомственному картографо-геодезическому фонду, хранятся в соответствии с законодательством РФ в области геодезической и картографической деятельности.

Документы фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных один экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.

Контроль за формированием фонда данных, использованием и обеспечением сохранности его документов осуществляется органами Роснедвижимости с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Обеспечение законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, основано прежде всего на четком соблюдении норм законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих землеустроительные и иные земельные отношения.

Примером рассмотрения спора, связанного с установлением границ земельного участка, может служить решение Арбитражного суда Московской области от 1 марта 2006 г., 9 марта 2006 г. по делу N А41-К2-19288/05.

Из материалов дела следует, что ОАО "К" является арендатором земельного участка в городе Серпухов Московской области.

Согласно Постановлению главы города от 5 августа 2005 г. N 1277 об изъятии у ОАО "К" земельного участка и предоставлении его в аренду ЗАО "Э", с 1 июля 2005 г. у ОАО "К" изъят земельный участок площадью 9999 кв. м. Указанный земельный участок из состава земель поселений предоставлен в аренду ЗАО "Э" сроком на 10 лет с 1 июля 2005 г. по 30 июня 2015 г. для размещения нежилых зданий производственного назначения. Оставшаяся часть земельного участка площадью 54738 кв. м предоставлена по договору аренды от 27 августа 1998 г. истцу - ОАО "К" - для производственной деятельности.

Согласно указанному договору аренды площадь арендуемого участка, переданного истцу, составляет 64737 кв. м, т.е. больше, чем по Постановлению главы города. (Договор аренды был зарегистрирован истцом в установленном законом порядке 7 марта 2001 г.)

Оспариваемое Постановление было издано по результатам рассмотрения ходатайства истца об изъятии земельного участка в связи с продажей ЗАО "Э" нежилых зданий на основании договоров купли-продажи, к которым приложены передаточные акты, на основании свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости, а также уточненного плана земельного участка; при этом ответчик руководствовался положениями ст. 36 ЗК.

Истец оспаривал вышеуказанное Постановление в связи с тем, что вновь избранным генеральным директором П. в адрес руководителя отдела территориального управления Роснедвижимости были направлены письма об отзыве письма от 3 июня 2005 г., подписанного бывшим директором М., для уточнения и согласования земельного участка, передаваемого ЗАО "Э", и утверждения площади отчуждаемого земельного участка советом директоров ОАО "К".

Первое письмо датировано 4 августа 2005 г., второе письмо в адрес ответчика было направлено 5 августа 2005 г. В нем указано, что согласие на установление границ земельного участка, отраженное в акте установления и согласования границ данного земельного участка от 15 июня 2005 г., было дано без учета мнения совета директоров.

Однако ответчик не принял во внимание обращения истца и издал оспариваемое Постановление, которое нарушает права ОАО "К".

Представители истца не согласны с результатами межевания земельного участка. Они отметили, что в результате ответчик изъял у истца участок площадью 9999 кв. м, тогда как здания, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Э", занимают 3304 кв. м, а по земельному участку ЗАО "Э" проходят инженерные коммуникации: кабели электроснабжения, трубы и коллекторы очистных сооружений, подъездные пути, дорога, - которые принадлежат истцу и стоят на его балансе; на изъятом участке находится бетонный забор с металлическими воротами, которые являются собственностью истца.

В письменных пояснениях истец ссылается на: ФЗ "О землеустройстве"; Положение о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105; Положение о порядке проведения территориального землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396; а также на Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром от 17 февраля 2003 г. (в ред. от 18 апреля 2003 г.).

Представители ОАО "К" указали, что действия генерального директора М. привели к отчуждению более 15% земли, принадлежащей ОАО "К". Эти действия не были одобрены советом директоров или собранием акционеров предприятия. Данная сделка была заключена М. с заинтересованностью.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что на момент принятия Постановления границы земельного участка были согласованы сторонами.

Истец был уведомлен администрацией города об изменившихся условиях аренды, что подтверждается письмами от 16 августа 2005 г. и от 26 августа 2005 г., направленными в его адрес.

Обязательства по оплате арендных платежей за земельный участок площадью 54738 кв. м истец осуществляет надлежащим образом, что, по мнению ответчика, подтверждает согласие ОАО "К" на изъятие земельного участка.

Ответчик не согласился с утверждением представителя ОАО "К", что по земельному участку, переданному ЗАО "Э", проходят инженерные коммуникации: кабели электроснабжения, трубы и коллекторы очистных сооружений, подъездные пути и бетонная дорога, - которые принадлежат истцу и стоят у него на балансе, поскольку ОАО "К" не представило документального подтверждения.

Ответчик признал, что кадастровый план земельного участка не был изготовлен, однако данное обстоятельство не может служить основанием для признания Постановления недействительным.

Ответчик полагал, что истец не доказал, что его права и законные интересы нарушены, и просил в иске отказать.

Управление Роснедвижимости по Московской области с иском не согласилось и представило отзыв, пояснив, что на земельный участок было сформировано землеустроительное дело по установлению границ земельного участка площадью 9999 кв. м, переданного ЗАО "Э", которое суд обозревал в судебном заседании, а копии документов в части, касающейся данного общества, приобщены к материалам арбитражного дела.

Кадастровая карта (план) земельного участка ответчиком изготовлена не была, однако в материалы землеустроительного дела был представлен проект территориального землеустройства, определяющий границы формируемого земельного участка, который был согласован истцом и ЗАО "Э", что подтверждается подписями руководителей (директоров) названных обществ; проект был согласован с Департаментом архитектуры и строительства, территориальным отделом Роснедвижимости по Московской области.

Акт установления и согласования границ земельного участка от 15 июня 2005 г. был подписан бывшим директором ОАО "К" М., что соответствует требованиям п. 4 ст. 69 ЗК и не противоречит Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденным Росземкадастром.

По мнению представителя управления Роснедвижимости, не усматривается нарушения прав заявителя как смежного землепользователя при формировании земельного участка по основаниям и в порядке ст. 36 ЗК и не имеется достаточных оснований для признания Постановления недействительным.

Представители ЗАО "Э" возражали против требований ОАО "К", о чем представили отзывы, указав при этом, что глава города действовал в пределах своих полномочий, в соответствии со ст. 11 ЗК.

По ходатайству истца и ЗАО "Э" были определены границы земельного участка с учетом фактически используемой площади в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; а до издания оспариваемого Постановления согласно требованиям ст. 17 ФЗ "О землеустройстве" совместно со сторонами был проведен целый комплекс работ по межеванию земельного участка, в том числе определены границы объекта землеустройства на местности, проведено их согласование, закреплено на местности местоположение границ земельного участка межевыми знаками, изготовлена карта (план) объекта землеустройства.

Перечисленные работы проводились в течение определенного времени, а не одним днем, при этом истец не высказывал каких-либо замечаний и не заявлял споров в соответствии со ст. 26 ФЗ "О землеустройстве".

По мнению представителя третьего лица, истец не представил доказательств нарушения его прав. Кроме того, в заявлении истца на имя главы города Серпухова об изменении размера арендуемого земельного участка выражена воля землепользователя. Свое волеизъявление в дальнейшем истец не один раз подтвердил в ходе работ по межеванию объекта землепользования.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего. Фактически истец оспаривал результаты межевания и границы земельного участка, что не является предметом рассмотрения настоящего спора. Право истца на инженерные коммуникации: трубы и коллекторы очистных сооружений, подъездную и бетонную дорогу, - которые он не может эксплуатировать, документально не подтверждено и в установленном законом порядке не зарегистрировано. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Доказательств государственной регистрации таких ограничений суду не представлено. Не имеется доказательств, подтверждающих нарушение прав ОАО "К" как смежного землепользователя при формировании земельного участка. Проектный план земельного участка, представленный в землеустроительное дело, согласован всеми заинтересованными сторонами; результаты межевания истцом не были оспорены.

4 - 5. Пункты 4 и 5 настоящей статьи утратили силу на основании Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

6 - 7. Законодательные основы проведения землеустройства установлены упомянутым выше ФЗ "О землеустройстве". Кроме того, ряд кадастровых действий, установленных Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" (в частности, по составлению кадастрового плана земельного участка и др.), также соотносятся с землеустроительными действиями, поэтому указанный Федеральный закон также следует считать нормативным правовым актом, составляющим основу землеустройства.

Комментарии и консультации юристов по ст 69 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 69 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.