Статья 73. Производственный земельный контроль

(Утратила силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ)

Комментарий к статье 73 ЗК РФ

Производственный земельный контроль является одним из видов земельного контроля, но с определенной спецификой, которая заключается в том, что он осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Этот вид контроля имеет характер инициативного самоконтроля, но санкционированного законом. И в случае невыполнения обязанности по осуществлению производственного контроля субъекты контроля могут быть подвергнуты ответственности.

Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, лица, имеющие контрольные полномочия, сами являются подконтрольными объектами со стороны специально уполномоченных государственных и муниципальных органов.

Порядок получения сведений по проведению производственного земельного контроля утвержден одноименным Приказом Роснедвижимости от 7 апреля 2005 г. N П/0060 <615>.

--------------------------------
<615> СПС "КП".

Согласно этому Приказу руководителям управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации поручено, в целях получения данных об осуществлении производственного земельного контроля в Российской Федерации собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке:

а) разрабатывать и утверждать годовые планы получения сведений по производственному земельному контролю с учетом расходов на услуги связи в пределах установленного объема лимита бюджетных обязательств на соответствующий год. Планы утверждать не позднее, чем за 30 дней до наступления соответствующего календарного года.

б) представлять копии вышеуказанных планов в течение трех дней с момента их утверждения в Роснедвижимости;

в) ежегодно, в соответствии с утвержденными планами, направлять запросы собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков с просьбой о предоставлении информации о проведенных мероприятиях по производственному земельному контролю.

В случае непредставления или несвоевременного представления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков необходимой информации территориальные органы Роснедвижимости могут привлекать подконтрольных лиц к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)".

Другой комментарий к статье 73 Земельного Кодекса РФ

1. Производственный земельный контроль призван быть самым массовым и действенным, поскольку должен осуществляться десятками миллионов землевладельцев или созданными по их поручению земельными, землеустроительными, агрохимическими, мелиоративными, экологическими и иными подразделениями и службами предприятия, учреждения, организации.

Как и иные формы земельного контроля, производственный контроль ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества землепользования, охраны земли и всей окружающей среды, выполнения требований земельного, экологического законодательства, планов и мероприятий по охране земли, природы, оздоровлению окружающей среды.

Этот производственный или внутриведомственный, внутрипроизводственный контроль организуется и осуществляется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка или находящегося на нем предприятия и не подвергается подробному, конкретному законодательному регулированию.

Землевладелец отвечает перед обществом за состояние находящегося в его ведении земельного участка и связанной с ним окружающей среды, за выполнение требований земельного и экологического законодательства, за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Именно как землеобладатель предприятие организует выполнение своего экологического долга перед обществом - это проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка. Он может осуществлять производственный земельный контроль сам либо возлагать обязанности по охране земли и окружающей среды на отдельных должностных лиц предприятия; создавать специальную службу или лабораторию по охране окружающей среды; устанавливать систему поощрений и наказаний в области землепользования, охраны окружающей среды; заключать договоры со специализирующимися на земельном контроле организациями; принимать иные меры контроля и воздействия для обеспечения требуемого законопослушного поведения.

Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных земельных и экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского земельного и экологического контроля. Особенно это важно для ресурсопотребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на состояние земельного участка и окружающую среду, подвергаемых регулярным государственным проверкам, выявляющим серьезные земельные и экологические правонарушения.

Для профилактики этих правонарушений на предприятиях принимаются планы и программы, направленные на снижение загрязнений земли и ее поверхностного слоя - почвы: проверка выполнения этих мероприятий является важной стороной производственного земельного и экологического контроля. Там, где налажен надлежащий производственный контроль, уменьшается необходимость государственного контроля, реже предъявляются претензии общества и государства к земельному и экологическому состоянию предприятия.

Как и другие виды земельного контроля, производственный земельный контроль может иметь несколько стадий:

1) информационно-правовая при сборе материалов. Проверка законности оснований землепользования, выявление межевых и иных разделительных знаков, обследование фактического состояния и целевого землепользования, установление неиспользуемых или ненадлежаще используемых земель;

2) принятие решения по результатам проведенного контроля. Основывается на данных проверок и обследований путем анализа материалов. Решение может быть предварительным с проведением дополнительных проверок либо окончательным, единоличным или комиссионным;

3) исполнение решения. В российских условиях наиболее значимая часть земельного контроля, так как наложение дисциплинарной, материальной и иных форм ответственности за земельные правонарушения не всегда получает поддержку общественного мнения.

2. Несмотря на то что земельный участок включается в гражданский, имущественный оборот с определенными ограничениями, предусмотренными в ст. ст. 129 и 209 ГК, участок является первейшей частью окружающей природной среды (см. ст. 1 ЗК), поэтому обществу небезразличны состояние и организация производственного земельного контроля. Вследствие этого постановлением Правительства РФ определяется порядок представления в государственные органы исполнительной власти сведений об организации производственного земельного контроля лицом, использующим земельный участок <1>.

--------------------------------
<1> См.: Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2006.

Некоторые методы, формы, направления производственного контроля, которые могут быть использованы при осуществлении земельного контроля, регулируются актами Правительства РФ, ведомственными актами <1>.

--------------------------------
<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305; 2005. N 7. Ст. 560; Приказ Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. N 49 "Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах" (в ред. от 9 февраля 2004 г.) // СПС "КП".

Комментарии и консультации юристов по ст 73 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 73 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.