Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к статье 74 ЗК РФ

Ответственность, предусмотренная в п. 1 ст. 74 ЗК РФ, носит карательный характер. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 74 ЗК РФ, является бланкетной и отсылает к законодательству об административной или уголовной ответственности, где должна быть установлена ответственность за земельные правонарушения. Аналогичные отсылочные нормы содержатся в ряде иных законов. Например, согласно ст. 29 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" за его нарушение граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К законодательству об административной ответственности отсылают также Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, которыми в качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом названо повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.

Источниками законодательства, устанавливающего административную ответственность за земельные правонарушения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации, что следует из ст. 2.1 КоАП РФ. Исключительно указанными нормативными правовыми актами может быть установлена административная ответственность за административные правонарушения.

Источником законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за земельные правонарушения, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ). Основанием уголовной ответственности, согласно ст. 8 УК РФ, является совершение предусмотренного в нем деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Отграничение земельных правонарушений от всех прочих преступлений и административных правонарушений является условным и неконкретным. Законодательством не установлены признаки данной категории правонарушений. Таким образом, земельные правонарушения в действительности представляют собой совокупность некоторых административных правонарушений и некоторых преступлений. Объединяющим началом здесь будет защита правоотношений, регулируемых ЗК РФ, то есть, согласно ст. 3 ЗК РФ, отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одновременно объектом земельного правонарушения выступает установленный земельным законодательством "земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земель, земельных прав и интересов юридических и физических лиц" <621>.

--------------------------------

КП: примечание.

Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации Е.А. Суховой включен в информационный банк согласно публикации - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

<621> Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2012. С. 374.

Земельные правонарушения можно также отнести к категории нарушений правового режима природных объектов и природных ресурсов, за которые установлена юридическая ответственность <622>. Можно уточнить, что правопорядок, установленный в области охраны и использования земель различных категорий, установлен не только земельным, но также градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством, законодательством о недрах и т.д.

--------------------------------
<622> Бобылев А.И., Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушения правового режима природных объектов, природных ресурсов. М., 2007. С. 58.

Субъектами ответственности за земельные правонарушения являются юридические и физические, в том числе должностные лица, граждане иностранных государств. Субъективная сторона земельных правонарушений может быть связана как с прямым умыслом (самовольное занятие земельного участка), так и без умысла (нерациональное использование земли).

Земельное правонарушение (его объективная сторона) может выражаться как в действии (например, уничтожение межевых знаков), так и в бездействии (невыполнение охранных мероприятий). Объективная сторона земельных правонарушений представляет собой противоправное поведение, описанное в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и УК РФ.

Составы земельных правонарушений в КоАП РФ не обособлены, разбросаны по разным главам. В частности, это гл. 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности", гл. 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", гл. 10 КоАП РФ "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель", гл. 19 КоАП РФ "Административные правонарушения против порядка управления".

В указанных главах предусмотрены следующие составы административных правонарушений, которые можно отнести к земельным правонарушениям.

В области охраны собственности:

- ст. 7.1 "Самовольное занятие земельного участка", согласно которой самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю или разрешающих осуществление хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 7.2 "Уничтожение или повреждение специальных знаков", согласно которой уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 7.9 "Самовольное занятие лесных участков", согласно которой самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 7.10 "Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом", согласно которой самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, самовольная мена земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 7.14 "Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия", согласно которой организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 7.16 "Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения", согласно которой незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

В области охраны окружающей среды и природопользования:

- ст. 8.6 "Порча земель", согласно которой самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц;

- ст. 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв", согласно которой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц <623>;

--------------------------------
<623> При квалификации зарастания земельного участка сорными растениями используется ГОСТ 16265-89, где сорные растения определяются как дикорастущие, произрастающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай сельскохозяйственных культур.

- ст. 8.8 "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению", согласно которой использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, установленного федеральным законом, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 8.12 "Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах", согласно которой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.

В сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель:

- ст. 10.5 "Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", согласно которой непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 10.9 "Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта", согласно которой проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

- ст. 10.10 "Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем", согласно которой нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования с уполномоченным государственным органом влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц.

В области порядка управления;

- ст. 19.9 "Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов", согласно которой нарушение должностным лицом сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов, незаконное удовлетворение (незаконный отказ в удовлетворении) заявления о предоставлении находящегося в публичной собственности земельного или лесного участка, влечет наложение административного штрафа.

Так как отнесение тех или иных составов административных правонарушений к разряду земельных правонарушений является субъективным, не связано с объективными критериями, то приведенный перечень не следует считать исчерпывающим, он остается открытым.

Наиболее часто встречающимися земельными правонарушениями являются самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов, их неиспользование или использование не по целевому назначению, порча земель <624>.

--------------------------------
<624> См., например: Бобылев А.И., Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушения правового режима природных объектов, природных ресурсов. М., 2007. С. 64 - 65; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. Е.С. Болтановой. М., 2014. С. 341.

Согласно ст. 23.21 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, частью второй ст. 7.2, ст. ст. 7.10, 8.8, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, государственному земельному надзору возложены, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, на Росреестр.

Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данным Регламентом установлено, что организация и осуществление проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены, в соответствии с Положением о государственном земельном кадастре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689, кроме Росреестра, на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарии и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Согласно указанному Положению, государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения всеми лицами требований земельного законодательства.

От имени таких органов административные дела вправе рассматривать должностные лица Росреестра и его территориальных органов:

- главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;

- главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране и использованию земель и их заместители;

- главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Данные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать их для рассмотрения уполномоченным лицам, которыми также являются должностные лица Росреестра либо судебные органы, в зависимости от состава административного правонарушения.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, данных, указывающих на правонарушение;

- поступившие из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления или общественных организаций материалы о совершении правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц в средствах массовой информации.

Как уже указано выше, законами субъектов Российской Федерации также может быть установлена административная ответственность за земельные правонарушения. Содержание законодательства субъектов Российской Федерации в этой части является достаточно разнообразным.

Например, ст. ст. 77, 90, 94 Закона Республики Алтай от 14 июня 2003 г. N 12-8 "Об административных правонарушениях в Республике Алтай" установлены административные штрафы: за уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, растительного слоя земли; нарушение порядка предоставления земельных участков для строительства; нарушение требований при производстве земляных работ, в том числе в виде повреждения растительного слоя земли.

Законом Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 г. N 163-III-3 "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия" установлена административная ответственность: собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель, занимающихся пастбищным животноводством, за нарушение установленных законодательством Республики Калмыкия норм нагрузки скота на единицу площади (пастбища) (ст. 25); граждан и должностных лиц за невосстановление или несвоевременное восстановление нарушенного благоустройства после проведения земляных или аварийно-спасательных работ; нарушение правил производства земляных работ и т.д.

Законом Забайкальского края от 2 июня 2009 г. N 198-ЗЗК "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за выжигание сухой травы на земельных участках (ст. 51.2); за нарушение собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и порядка строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также порядка устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 35); за воспрепятствование проведению муниципального земельного контроля (ст. 51.1).

Законом Вологодской области от 8 декабря 2010 г. N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" установлена административная ответственность за проезд или стоянку транспортного средства на участках с зелеными насаждениями, детских и спортивных площадках (ст. 3.4).

Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления (ст. 7.4); невыполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края (ст. 7.6).

Составы земельных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, содержатся исключительно в УК РФ и могут располагаться, например, в главе 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" и главе 26 "Экологические преступления". Преступления, в отличие от административных правонарушений, характеризуются повышенной степенью общественной опасности. Предусмотрены следующие составы преступлений, которые можно отнести к земельным правонарушениям:

- ст. 170 "Регистрация незаконных сделок с землей", согласно которой регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и умышленное занижение платежей за землю наказываются уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами;

- ст. 254 "Порча земли", согласно которой отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказывается уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами;

- ст. 262 "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов", согласно которой нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

2. Часть вторая ст. 74 ЗК РФ корреспондирует со ст. 77 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Требование Закона N 7-ФЗ о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде, в полном объеме раскрывается в п. 3 ст. 77, согласно которой возмещается:

- вред в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде;

- фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (при отсутствии такс и методик);

- упущенная выгода.

Обязанность компенсации виновным лицом вреда, нанесенного окружающей среде, раскрывается более полно в ст. 76 ЗК РФ.

Часть вторую ст. 74 ЗК РФ следует рассматривать также как норму, обеспечивающую защиту интересов собственника или иного правообладателя земли. Иначе говоря, обязанность по возмещению виновным в совершении земельного правонарушения лицом нанесенного им вреда, установленная частью второй ст. 74 ЗК РФ, может рассматриваться не как следствие применения административной и уголовной ответственности, а как применение гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, что обусловливает ее применение независимо от административной или уголовной ответственности. Такая ответственность носит, в отличие от административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, уже не карательный, а компенсационный характер, направлена на восстановление нарушенных прав.

Право собственности и другие вещные права на землю пользуются, в соответствии с гл. 17, 20 ГК РФ, такой же защитой, как и права на любую иную собственность. Применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда базируется на нормах ГК РФ о способах защиты гражданских прав. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в числе прочего, осуществляется путем возмещения убытков и компенсации морального вреда. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки и моральный вред в совокупности представляют собой вред, который должен быть компенсирован пострадавшему лицу.

Пункт 2 ст. 74 ЗК РФ не следует толковать таким образом, что для требования о возмещении вреда виновным лицом необходимо предварительное привлечение его к уголовной и административной ответственности. Суд может вынести решение о возмещении вреда в ходе рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе или через предъявление гражданского иска в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ) или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В том случае, если физическое или юридическое лицо в ходе рассмотрения уголовного дела предъявит требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением, то такое лицо в соответствии со статьей 44 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) именуется гражданским истцом и вправе предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. В этом случае, согласно ст. 160.1 УПК РФ, следователь, дознаватель обязаны принять меры по установлению и наложению ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за причиненный вред. Судья, в соответствии со ст. 230 УПК РФ, по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества.

В случае предъявления иска о возмещении вреда (возмещении убытков), причиненного совершением земельного правонарушения, в порядке, установленном ГПК РФ или АПК РФ, факт применения административной или уголовной ответственности за земельное правонарушение является важным доказательством виновности ответчика при рассмотрении дела о возмещении вреда, но отсутствие данного факта не препятствует возможности обращения с иском о возмещении вреда, при рассмотрении которого будут установлены все необходимые обстоятельства. Равным образом, согласно ст. 246 УПК РФ, прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска.

По сложившейся судебной практике, помимо установления вины необходимо также доказать наличие убытков (вреда) и причинно-следственную связь между правонарушением и понесенным вредом.

Требование о возмещении вреда рассматривается судом по общим правилам искового производства.

Другой комментарий к статье 74 Земельного Кодекса РФ

1. Согласно КоАП, вступившему в действие с 1 июля 2002 г., административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством (УК) уголовной ответственности.

КоАП предусматривается административная ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земли:

- в области охраны собственности - самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3); самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6); самовольное занятие лесного участка, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком (ст. ст. 7.9, 7.10) и др.;

- в области охраны окружающей среды и природопользования - несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

- нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. ст. 8.9 - 8.11);

- нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. ст. 8.13 - 8.15);

- нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. ст. 8.21 и 8.22);

- нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. ст. 8.25 - 8.28, 8.31);

- уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38);

- порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и др.

Постановлением ФАС Московского округа по делу N КА-А40/3172-03 ЗАО "В" правомерно отказано в удовлетворении жалобы.

Было установлено, что ЗАО "В" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московского земельного комитета о назначении административного наказания.

Не отрицая факта использования земельного участка не по назначению, а именно в целях реконструкции АЗС, заявитель указал на то обстоятельство, что документы по внесению изменений целевого использования части земельного участка находятся на согласовании. Согласно ст. 42 ЗК собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относится заявитель (арендатор земельного участка), обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными к использованию способами. Таким образом, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении.

Доводы заявителя жалобы о том, что реконструкция АЗС производится во исполнение Постановления Правительства Москвы "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г. Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств" и заключенного инвестиционного контракта на реконструкцию автозаправочной станции N 140 г. Москвы с установлением на нее имущественных прав, зарегистрированного Комитетом по управлению имуществом г. Москвы, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности и обязанности внесения изменений в договор аренды земельного участка. При таких обстоятельствах ЗАО "В" правомерно привлечено к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, а потому оснований к отмене судебного акта нет.

ФАС Московского округа (Постановление по делу N КА-А40/3217-03) установил, что ОАО "О" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель о привлечении ОАО "О" к административной ответственности (с наложением штрафа) по ст. 8.8 КоАП за использование земли не по целевому назначению и предписания о прекращении нарушения земельного законодательства.

По мнению заявителя, согласно ст. ст. 7 и 85 ЗК использование земельного участка для подъезда и остановки автотранспорта не нарушает целевое использование участка, находящегося в зоне природо-производственного назначения. Заявитель считает, что акты осмотра и обмера используемого заявителем участка проведены с нарушением требований ст. ст. 26.8, 27.8 КоАП, в связи с чем не могут доказывать факт нарушения.

Установлено, что на основании договора аренды земельного участка ОАО "О" был предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений с целью изготовления оборудования для строительной индустрии и приведенное описание целей использования участка является окончательным. Однако при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства, оформленной протоколом, актом обследования земельного участка, было установлено, что на территории земельного участка ОАО "О" находилась стоянка автомобилей, т.е. участок использовался не по целевому назначению.

Согласно ст. 8.8 КоАП нарушением, влекущим наложение штрафа на юридических лиц, является использование земель не по целевому назначению. В связи с этим, правильно применив указанные в судебных актах нормы права, в том числе ч. 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 27.8 КоАП, ст. ст. 7, 42, 85 ЗК, арбитражный суд правомерно и обоснованно отказал ОАО "О" в удовлетворении заявленного требования.

По другому делу (Постановление по делу N А56-29847/02) ФАС Северо-Западного округа установил, что протоколом об административном правонарушении был зафиксирован факт самовольного занятия ЗАО "Э" земельного участка, выразившегося в установке на данном участке двух морских контейнеров, строительного вагончика и металлического ящика, которые использовались для административно-бытовых и складских целей. Правоустанавливающие документы на указанную территорию отсутствовали.

Постановлением заместителя госземинспектора ЗАО "Э" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 46,5 кв. м, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено полномочным административным органом. В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

В материалах дела имеется полученное инспектором объяснение представителя ЗАО "Э", в котором названное лицо признает факт использования четырех объектов, находящихся на спорном земельном участке, для производственной деятельности общества, административных и складских целей, а также указывает на то, что правоустанавливающие документы на земельный участок под данными объектами находятся в стадии оформления.

Ряд земельных правонарушений находится в других главах КоАП - например, об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном административным законодательством.

Постановлением ФАС Московского округа N КА-А40/65-03 установлено, что постановлением земельной административной комиссии Москомзема Научно-исследовательская проектно-производственная ассоциация "Н" признана виновной в нарушении земельного законодательства, выразившемся в неосвоении более двух лет предоставленного по распоряжению префекта земельного участка.

Этим постановлением ассоциация привлечена к административной ответственности, и в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ "О повышении ответственности за несоблюдение сроков строительства и реконструкции объектов при освоении земельных участков в г. Москве" на нее наложено взыскание в виде штрафа.

Согласно ст. 1.1 КоАП административное законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов РФ. Распоряжение мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ является подзаконным актом субъекта РФ и не входит в систему административного законодательства.

Таким образом, предусмотренная этим распоряжением мера административного наказания не подлежит применению, поскольку такая ответственность отсутствует в КоАП и в законе субъекта РФ. КоАП не предусмотрел ответственность за нарушение сроков освоения земельного участка.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно опасных деяний, запрещенных УК под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за экологические общественно опасные правонарушения - преступления; введена специальная гл. 26 "Экологические преступления", норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении общественных взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного, экологического правопорядка.

В УК предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

- незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.

Примером нормы, связанной с посягательством на землю - главный природный ресурс, является ст. 254 "Порча земли" УК. Согласно ее положениям отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной либо иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет <1>.

--------------------------------
<1> См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002; Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М., 1999; Практическое пособие для экологической милиции. М.: Юристъ, 2003.

Привлечение к административной или уголовной ответственности за земельные правонарушения должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством.

Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-10718/04 суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта о привлечении к ответственности за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, так как был нарушен порядок привлечения лица к ответственности, протокол о совершении правонарушения составлен с нарушением законодательства, интересы лица, привлекаемого к ответственности, представляло неуполномоченное лицо.

2. Согласно п. 1 ст. 77 "Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде" ФЗ "Об охране окружающей среды" причиненный вред возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством. Одним из примеров этого законодательства РФ служит п. 2 комментируемой статьи. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, в том числе административными проступками и преступлениями, предусматривается в ст. 76 ЗК.

Комментарии и консультации юристов по ст 74 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 74 ЗК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.